Д-р Клеменс Мария фон Беннингхаузен (Германия) |
|
Афоризмы Гиппократа с примечаниями гомеопата |
|
Лейпциг, 1863 Перевод Натальи Миловановой (Санкт-Петербург) |
— 19 —2. При расстройствах желудка и при рвотах, происшедших сами собой, если только очистить все, что дóлжно очистить, это полезно, и больными легко переносится. В противном случае наоборот. Так точно и опорожнение сосудов; если можно произвести его так, как это следует делать, оно бывает полезно и легко переносится. В противном случае бывает наоборот. Итак, дóлжно принимать во внимание и местность, и время, и возраст, и самые болезни, которые требуют того или нет. Учение, представленное в этом афоризме, свидетельствует о признании Гиппократом необходимости индивидуализации31 и, как нам представляется, это было намного важнее в прошедшие времена, чем сегодня. Ведь тогда ассортимент лекарств, имевшийся в распоряжении врача, был очень ограниченным, и большее внимание уделяли так называемому кризису32, или критическим проявлениям, которые часто происходили сами собой независимо от лекарств и являлись основанием для благоприятных или неблагоприятных прогнозов. Существует мнение, что в более поздние времена на этом и других похожих изречениях отца гомеопатии были основаны точные заметки в календарях, где определенные дни с учетом 31 λόγος enim, seu ratio Hippocrati idem est, quae ἔνδειξις, indicatio dici Galeno consuevit. Linden, sel. med. VII. 31 (греч. и лат. Логос [слово. — Прим. авт. сайта], или система Гиппократа, то же самое, что эндейкис [доказательство. — Прим. авт. сайта], и это неоднократно повторял Гален. Линден. — Прим. перев.). — 20 —времени года, положения Солнца и Луны33 и расположения (тогда еще ограниченного числа) планет были отмечены как подходящие для очищения, банок34 и кровопускания35. Этот средневековый вздор, возможно, связан с неким распространенным в ту эпоху мнением, а не с учением о кризисах, которые первоначально означали естественный ход болезни в различных стадиях без изменений, вызванных действием лекарств. Известно, что естественные природные силы могут улучшить состояние больного при многих заболеваниях, например, иногда при энцефалите помогает носовое кровотечение, при ревматизме — потение, при лихорадке — слюнотечение, и т. д. Но сегодня нам уже не нужно ждать, когда это произойдет само собой, есть средства, 33 Наблюдения о влиянии Луны на растения и животных, в особенности на лук и устриц, мы находим у Геллия ("Аттические ночи", 20, 8). В прошлом столетии этой теме уделяли большое внимание, например, в своих трудах Вилсон, Сент-Илер, Ла Кинтини, Дюамель, Шавалон, Ван Монс и другие в отношении растений, а Де Гаен, Санторио, Тоальдо и Йегер — болезней людей. Их книги содержат многочисленные подтверждения и опровержения на эту тему. Мы, гомеопаты, на основании многочисленных и точных опытов знаем, что такое влияние действительно существует, и при лечении его нужно учитывать. — 21 —которые могут вызвать эти симптомы искусственно, если мы считаем это необходимым. Плохо то, что эти так называемые критические проявления как в одном, так и в другом случае, не всегда дают положительный результат, и иногда проявляются так резко, что справиться с ними становится сложной задачей даже для врача. Гомеопатия в этом отношении также имеет отличающиеся взгляды на то, что обычно называют кризисом, и позже об этом мы будем часто говорить. Сейчас нужно лишь кратко обозначить, что мы резко отрицательно относимся к таким самопроизвольным и принудительным очищениям, потому что они, несомненно, всегда являются симптомами болезни, которые, поскольку человек может быть болен и все проявления относятся к этой болезни, наряду с другими симптомами должны учитываться при выборе лекарства. Мы убеждены, что в таких очищениях нет необходимости и их не следует провоцировать, и наше стремление направлено на то, чтобы при наличии таковых у больного немедленно устранять их даже в тех случаях, когда из-за необычного характера выделений можно ошибочно предположить, что они полезны и необходимы. Образование и выведение таких вредных веществ является частью болезни, и нельзя забывать, что отделяемое никогда не бывает причиной болезни, это только ее вредный продукт, который, с одной стороны, не может появиться без болезни, а с другой стороны, без лечения он всегда будет образовываться снова и снова36. 36 При некоторых заболеваниях, сопровождающихся лихорадкой, можно наблюдать, что лихорадка постепенно вызывает анатомически-патологические симптомы, и они являются ее продуктами. — 22 —Нужно также принимать во внимание, что все такие очищения в большей или меньшей степени приводят к ослаблению сил организма, которые играют основную роль в выздоровлении. Таким образом, становится понятно, что гомеопатия имеет все основания как можно скорее устранять такие явления и применять лекарственные средства, которые предназначены не только для лечения всех прочих симптомов болезни, но и для этих целей, или же эти лекарства не могут быть выбраны гомеопатами37. 3. У предававшихся гимнастическим упражнениям чрезвычайно хороший внешний вид тела становится опасен, когда достигает своих крайних пределов, ибо он не может оставаться в том же состоянии и при этом сохранять совершенное рвавновесие; не сохраняя же равновесия и не имея возможности все улучшаться, он по необходимости склоняется к худшему. Поэтому надо немедленно уменьшать — ослаблять этот хороший вид тела, чтобы оно опять получило первоначальную потребность питания. Но при этом не следует доводить похудание тела до крайности, ибо это опасно. Нужно доводить его до меры сообразно с натурой лица, решающегося на подобное ослабление. Так точно и вообще всякое опорожнение, доходящее до крайности, опасно. И опять-таки, упитывание, доходящее до крайности, тоже опасно38. Бурхаве рассказывает о лихорадке при натуральной оспе (Aphor. 1384): "Initio hujus status cruor venit missus pulcher saluberrimoque simillimus; secundo, tertio, quarto die jam instar pleuritici et inflammati cernitur, eo plus, quo plus duravit et vehementius fuit, malum" (лат. Вначале при таком состоянии нужно не допускать застаивания крови, она должна двигаться. На второй, третий, четвертый день могут появиться боль и воспаление, а если кровь и далее будет сгущаться все больше, то это опасно. — Прим. перев.). — 23 —Этот афоризм определенно является пояснением предыдущего. Однако при его внимательном рассмотрении можно заметить, что в нем присутствует немного софистики. Понятие хорошего самочувствия здесь явно спутано с состоянием человека, который чрезмерно занят уходом за своим телом. Многим он представляется как крупный, полный, с большим количеством лишнего веса, а не как тот, чьи функции организма находятся в естественном урегулированном порядке. Человек такого типа обладает превосходным здоровьем, потому что душа и тело у него находятся в идеальной гармонии39. Легко понятно отсюда, что любой полный человек не может постоянно пребывать в таком состоянии, и рано или поздно даже незначительная причина может привести к нарушению в организме, которое тем опаснее, чем выше степень полноты. Чтобы помочь человеку вернуть нормальный вес, ни в коем случае не следует использовать человек сильно прибавил в весе, пребывает в этом непривычном состоянии и удивляется этому, и при этом его организм начинает изменяться, а самочувствие ухудшается, то тут говорят, что он сам себя сглазил". Понятие сглаза или накликания существует и сегодня. Греки называли это βασκαίνειν, а римляне fascinare. Сглаз можно предотвратить, согласно Аристотелю (probl. 20, 34), сплюнув три раза, и сегодня многие суеверные люди часто трижды произносят слова "Только бы не сглазить!" или "Только бы не накликать!" Сглаз, несомненно, имеет что-то общее с понятием "дурной глаз" (mal occhio) в южных странах. А в северных странах существует ясновидение (second sight), что у нас называют предвидением, но эти понятия отличаются от предыдущего, хотя тоже они относятся к нематериальному миру и в их существовании многие сомневаются. — 24 —очищающие или слабительные средства, даже если есть явная или некоторая болезненная предрасположенность к полноте, но лишь придерживаться разумного образа жизни как любой здоровый человек, который хочет оставаться здоровым. Таких примеров продолжительного поддержания хорошего самочувствия сегодня очень много, и их было бы еще больше, если бы люди всегда соблюдали естественную диету и старались избегать приема лекарств. Последнее в наибольшей степени относится к сильнодействующим средствам, которые влияют не только на заболевание, но также могут раздражать здоровые органы организма и отрицательно влиять на них. Однако этого в значительной степени удается избежать благодаря особенности гомеопатических средств, которые именно в силу своей малости оказывают свое действие только на ту часть тела, которую болезнь сделала восприимчивой к подобным раздражителям, тогда как все остальное, здоровое, остается совершенно незатронутым40. В этом заключается значительное преимущество гомеопатического лечения, особенно при небольших проблемах со здоровьем, и это нельзя недооценивать41. 40 Самую малую дозу лекарства надо вдыхать. После опытов Беддоу на это обратил внимание Гуфеланд ("Журнал практической медицины", 1.3), далее этот метод был усовершенствован и применялся Ганеманом до его последних дней, но наши молодые последователи отвергли его (не проверив), чтобы снова вернуться к каплям. —25 —С заключительной фразой этого афоризма мы, конечно же, полностью согласны. 4. Диета легкая и слишком строгая в болезнях продолжительных всегда опасна, но бывает опасна и в острых болезнях в том случае, где она неуместна. С другой стороны, крайне скудная диета бывает трудна. И опять-таки упитывание, доходящее до крайности, тоже опасно. Для лучшего понимания этого афоризма необходимо знать, что во времена Гиппократа, а также и позже, диета для больных имела четыре ступени. Максимально щадящей была обычная диета (victus tenuis [лат. скудное питание. — Прим. перев.]), когда больному разрешалось есть только ячменный суп и пить ячменный отвар и воду с медом, при этом без ограничения. При диете строже (exquisite tenuis [лат. более скудное питание. — Прим. перев.]) больному разрешалось употреблять те же продукты, но уже в ограниченном количестве. При очень строгой диете (tenuissimus [лат. скуднейшее питание. — Прим. перев.]) больной мог пить только воду с медом, а все остальное было запрещено, и при самой строгой диете (extreme tenuissimus [лат. максимально скудная. — Прим. перев.]) больному было рекомендовано полное воздержание от всех блюд и напитков. При подобных обстоятельствах становится понятно, что такой внимательный наблюдатель как Гиппократ очень скоро заметил недостатки42 этой неправильной диеты. Она не только принуждала больного страдать от голода, но и полностью истощала все его силы. Иначе говоря, пациент становился еще более больным, слабым и несчастным. Поэтому 42 Про нелюбовь Гиппократа к лечебному голоданию говорит Плиний (22, 66): "tantum remotus ab istis, qui medicinam fame exercent" (лат. Удалялся от тех. кто практикует лечение голодом. — Прим. авт. сайта). — 26 —праотец медицины был категорически против такого метода и всячески осуждал его пагубность, как, например, в предыдущем или в последующем афоризме43. Это признано аллопатией, и так называемое лечебное голодание встречается все реже, но все же разница между этой диетой и той, которая назначается в гомеопатии, очень значительна. Аллопатия не отделяет так четко и радикально пищевые продукты от лекарств, как это делаем мы44. К последним мы причисляем все без исключения, что может изменять состояние здоровья человека, а пищевые продукты, как принято говорить, являются в этом отношении нейтральными и служат только цели питать организм45. Любая лекарственная субстанция по своей силе и свойства может влиять 43 Гиппократ относил к диетологии также ἀγακομίζειν, что означает восстановление здоровья больного правильным питанием и напитками. — 27 —на состояние здоровья, и при этом мешать и препятствовать действию другого лекарства того же рода, и этого нужно избегать везде, где применяется другое лекарство, чтобы не нарушать его действия. Поэтому исключительно важно для диеты на гомеопатическом лечении, что нельзя принимать два или более лекарства одновременно, даже если одно из них является наружным, а другое внутренним. Считающиеся жизненно необходимыми пищевые продукты и другие вещи, на деле обычно бесполезные, не должны иметь какой бы то ни было лекарственной силы, которая может может повлиять на организм и таким образом воспрепятствовать лечению46. Кроме того, диеты в гомеопатии и аллопатии отличаются и количеством разрешенных (не лекарственных) пищевых продуктов. В большинстве случаев природа и В истории есть факт, что знаменитый защитник Гибралтара лорд Эллиот на протяжении восьми дней ежедневно питался только четырьмя лотами риса. — 28 —потребности больного задают правильный масштаб, и лишь редко врач должен давать противоречащие ему рекомендации. Как правило, мы едим, когда мы голодны, и пьем, когда испытываем жажду, и при этом столько, сколько требуется организму. В редких случаях, когда у больного при ослабленных органах пищеварения появляется противоестественный аппетит при все еще ослабленных пищеварительных органах, как, например, в процессе выздоровления при некоторых видах нервной лихорадки, мы ни в коем случае не лишаем больного необходимого питания, а предписываем есть немного и не до полного насыщения, но при этом чаще, чтобы не допустить негативного воздействия переедания и болезней желудка на организм. Среди недоброжелателей или неосведомленных людей распространен вымысел о том, что гомеопатия представляет собой только лечебное голодание, и все излечения происходят исключительно благодаря ее диете, однако это заблуждение настолько очевидно, что даже не стоит того, чтобы говорить здесь о нем. Лучшим возражением на этот вздор будет простой вопрос: отчего же они сами не придерживаются такой диеты, если полагают, что все успехи в лечении достигаются лишь благодаря ей47? 47 "Чем ближе мы подходим к началу истории медицины, |