Проф. Джеймс Т. Кент (США) |
|
Использование репертория |
|
Перевод Андрея Полошака (Брянск) |
Оригинал здесь Поскольку гомеопатия — это наука и искусство, изучение репертория должно совмещать науку и искусство. Научный метод — это механический метод; врач берет все симптомы и выписывает все относящиеся к ним препараты, включая их градации, и, наконец, суммирует с учетом градаций. Есть также и творческий метод, не включающий в себя механический аспект; этот метод лучше, но не все готовы его использовать. В соответствии с творческим методом, мы тщательнейшим образом рассматриваем случай и выносим свое суждение по всем симптомам. Ценность симптомов зависит от того, насколько они характерны для пациента; разумный врач должен внимательно рассмотреть их и выделить странные, редкие и специфические симптомы. В первую очередь следует рассматривать симптомы, наиболее специфические для этого пациента, затем все менее и менее специфические, пока врач не дойдет до обычных, неспецифических симптомов — то есть в порядке от первого к последнему. Эти симптомы следует оценивать в той степени, в которой они относятся к пациенту вообще, а не к частям его тела, и использовать вместо результатов болезни и характерных для нее симптомов. Вот симптомы, которые следует брать. Во-первых, то, что пациент обожает или терпеть не может; чего он жаждет, а что вызывает у него отвращение. Затем симптомы психики, так называемого интеллекта. В-третьих, симптомы памяти. Эти симптомы, симптомы психики, следует обработать обычным способом, чтобы составить список препаратов, наиболее подходящих состоянию психики пациента; при этом не следует принимать в расчет симптомы, которые относятся к патологической причине и являются обычными для болезни и людей. Когда мы определились с этой совокупностью, группой из пяти или десяти препаратов, или иным их количеством, мы готовы сравнить их с препаратами, которые имеют отношение к остальным симптомам случая. Следующие по важности симптомы — симптомы, относящиеся к человеку в целом и его телу в целом или к его крови и физиологическим жидкостям: чувствительность к жаре, к холоду, к грозе, к отдыху, ко времени суток (день, ночь, определенное время). Сюда будут включены как симптомы, так и модальности. Те из них, что были найдены для первой группы — сумма симптомов психики — следует сохранить. Нет необходимости выписывать препараты, которые отсутствуют в группе симптомов психики или ее итогах; этими симптомами, относящимися к пациенту в целом, нельзя пренебрегать, если врач надеется на успех. Затем мы должны просмотреть наши записи и выяснить, какие препараты из этой группы более всего соответствуют особенностям зон тела, органов тела, частей тела и конечностей. Предпочтение следует отдавать выделениям из язв, из матки во время менструации, из ушей и из других частей тела, поскольку они очень тесно связаны с жизнедеятельностью организма. Затем следует использовать модальности пораженных частей тела, и часто мы видим, что они прямо противоположны модальностям самого пациента. Пациент, который обычно ищет жары для себя и своего тела, может нуждаться в холоде для головы, желудка или воспаленных частей тела; отсюда, одна и та же рубрика не подойдет для пациента и частей его тела. Соответственно, обобщение модальностей отдельных частей ведет к неверному препарату или запутывает вес некоторых препаратов. Существуют странные и редкие симптомы даже в частях тела, которые так много говорят опытному врачу, что могут быть включены в более высокие группы. В их числе ключевые симптомы, которые могут надежно вывести на препарат или помочь при анализе результатов реперторизации при условии, что общие симптомы психики и тела не противоречат ни им самим, ни их модальностям. Любой правильным способом найденный препарат, будучи вычитан в Материи медике, должен соответствовать описанным в ней симптомам и подходить пациенту, его симптомам, частям его тела, модальностям. Вполне возможно, что препарат, не имеющий максимальную выраженность в анамнезе, будет наиболее подобен своей картиной, описанной в Материи медике. Врач, пользующийся творческим методом, видит в прувинге многое из того, что нельзя сохранить в репертории, где все должно быть принесено в жертву алфавитной системе. Врач, пользующийся творческим методом, должен долго и старательно изучать Материю медику, чтобы получить возможность составить для себя образы болезни, которые при необходимости он сможет перенести на образы болезней, которыми страдают люди. Этих образов слишком много и они слишком различны, и поэтому их нельзя назвать или классифицировать. Я часто видел, как обладающий интуицией врач пытается объяснить так называемое чудесное исцеление, и говорит: "Я точно не знаю, почему я решил дать этот препарат, но он напоминал больного". Мы слышим, видим и чувствуем это, но кто попытается это объяснить? Это чутье несвойственно неофиту, но постепенно приходит к опытному творческому гомеопату. Это лишь развитие художественного чутья в художественном разуме, это замечено за всеми художниками. Это чутье свойственно и всем художникам от медицины, но если слишком увлечься, оно превратится в фатальную ошибку, и поэтому его следует корректировать работой с реперторием, которую нужно выполнять самым механическим способом. Чем старательнее врач воздерживается от склонности к недобросовестности при назначении препарата и использовании метода, тем мудрее он становится в использовании художественного чутья и работе с Материей медикой. Оба эти аспекта работы врача должны идти рука об руку и сосуществовать в высокой степени равновесия, иначе любой хороший работник станет жертвой небрежных методов и привычек. |