Джереми Шерр

Интервью с Джереми Шерром

Hpathy Ezine, ноябрь 2007 г.


Перевод Ольги Бойко (Киев)

Я думаю, вы также расширяете базу данных всех прувингов на веб-сайте. Вы могли бы рассказать нам об этом проекте?

В мире прувингов постоянно происходит много интересного. Уже в течение многих лет на моем веб-сайте существует база данных, куда организаторы прувингов вносят результаты своих исследований и контактную информацию. Мы создали базу данных по прувингам на www.provings.com и регистрируем новые прувинги ежедневно. На сегодня их насчитывается более 700. Когда проведен новый прувинг, важно его зарегистрировать. Это нужно для того чтобы все знали, что эта работа уже сделана. Сейчас у нас есть возможность загружать полный протокол прувинга, так что протоколы многих прувингов можно прочитать онлайн. Поэтому я призываю тех, кто проводит прувинги, зарегистрироваться и даже загрузить протоколы своих прувингов на сайт.

Прошло 11 лет с тех пор, как я опубликовал первое издание "Динамики и методологии гомеопатических прувингов", и теперь приятно видеть, что так много прувингов были проведены на верной основе.

Другая проблема, с которой мы сталкиваемся сейчас, состоит в том, что на прувинг проецируется происхождение самого препарата и мифология, связанная с ним. Действительно ли это правильный подход? Если взять книгу о каком-то прувинге, то половину всего объема как раз и будет составлять это проецирование, а не сам прувинг. Более того, даже сами симптомы анализируются в свете этой проекции.

Я согласен с вами, это большая проблема. Но правильно это или нет, зависит от последовательности действий. Я не говорю, что нужно игнорировать вещество, к чему призывают некоторые гомеопаты. Безусловно, нам нужно знать, что Lachesis изготовляется из змей, это очень существенно для понимания препарата. Ошибка, которую часто допускают, кроется в том, под каким углом на это смотреть, в последовательности действий. К примеру, проводится прувинг тигра. Организаторы постоянно думают о тигре, смотрят на прувинг через "тигровые" очки и потому всячески подчеркивают то, что согласуется с образом тигра и его мифологией. Это превращается в основную тему прувинга, например, "разве не удивительно, что одному из участников приснилось, что он тигр; другие хотели прыгать, у них были полосатые пижамы". Организаторы в восторге от того, что происхождение препарата проявляется в прувинге, но это приводит к очень упрощенному и поверхностному "сигнатурному" пониманию гомеопатии. Неправильно проводить прувинг с постоянной оглядкой на происхождение препарата, должно быть наоборот. Нужно рассматривать сам прувинг как первоначальный фактор. В первую очередь надо изучить прувинг и понять его суть, а после этого попытаться понять более глубокие аспекты происхождения препарата через это понимание. Возможно, вы обнаружите, что некоторые симптомы соответствуют происхождению препарата, и это интересно, но это еще не самое интересное. Намного сильнее удивляют симптомы, которые на первый взгляд не соответствуют происхождению препарата, и возникающие аналогии, больше неожиданные, чем ожидаемые. Это царство аналогии, это и есть гомеопатия в своей глубинной сути. Подобно симптомам ежа в Chocolate. Мы не можем игнорировать происхождение препарата, это важно, но необходимо изучить более глубокие аспекты. Все зависит от того, от чего вы отталкиваетесь при анализе. Поэтому когда мне попадаются подобные прувинги, я немного разочаровываюсь, т. к. они так предсказуемы, а более глубокие аспекты так и не были изучены.

Потом эта тема захватывает семейства и царства…

Царство — неплохая идея, и я думаю, она работает на определенном уровне. Но это не высшая форма гомеопатии, она отбрасывает гомеопатию назад, к сигнатурам. Я считаю, что это ограничивает и сдерживает исследование. Полагаю, что при этом игнорируются более глубокие возможности осмысления, аспекты, выходящие за пределы царств, а именно мира простых веществ, где все царства нераздельны. Почему в прувинге Helium появляются симптомы орла, в прувинге Krypton — леопарда, в прувинге Adamas — тигра, в прувинге Chocolate — ежа, в прувинге Brassica — утконоса? Почему при прувинге Thuja в брюшной полости появляются симптомы животных, почему при прувинге Calcarea — крысы? Почему при прувинге Tarentula становятся видны цвета растений? Потому что между царствами существует перекрестная аналогия. Я не думаю, что на небесах миры животных, растений и минералов разделены. Они все смешаны в спирали информации, хрониках Акаши. Мы работаем в мире аналогии. Гомеопатия — это наука об аналогии, и в этом ее великая сила.

По правде говоря, я предпочитаю давать пациенту препарат не из того царства, на представителя которого он похож. Если приходит пациент и он лает, как собака, хочет вас укусить, рычит, он агрессивен и выделяет слюну, что бы вы ему дали? По мне, это похоже на Belladonna или Hyoscyamus. Но я не дал бы ему Lyssinum. Прувинг Lyssinum сильно отличается. Это означает, что многие растения вызывают симптомы животных, многие животные — растений. Если посмотреть по рубрикам такие симптомы как "вспыльчивый", "уходящий от реальности", "недоверчивый", "ревнивый", то вам попадутся растения, попадутся минералы.

Возможно, чаще всего растения…

Чаще всего растения, потом минералы и только несколько животных! Слишком упрощенно было бы говорить, что сходство одно в одно, и таким образом представляет царство животных. Как я уже говорил, я предпочитаю назначать препарат из другого царства, т. к. аналогия — это игра гомеопатии. Изопатия представляет собой слабую форму гомеопатии, и на то есть свои причины. Представим, к примеру, что сейчас рядом со мной сидит женщина, и я бы сказал ей: "Вы брюнетка, у вас красные губы и симпатичный нос под милым углом в 90 градусов", ее бы это не впечатлило. Но если бы я ей сказал: "Ваши волосы подобны цвету осенних листьев, ваши глаза подобны миндальным озерам, а ваши уста подобны цветку граната…", это могло бы ее заинтересовать. Гомеопатия — это аналогия, как поэзия, изобразительное искусство и музыка; она работает, если назначать не то же самое, а что-то другое. Это делает гомеопатию чрезвычайно сильной, поскольку аналогия сильнее, чем предмет сам по себе. Я не хочу сказать, что если ваш пациент в общем подозрительный, с агрессивным поведением, то ему не подойдет препарат из царства животных. Он будет работать так же, как работают в гомеопатии и многие другие уровни подобия. Но используя более отдаленную аналогию, можно добиться более глубокого ответа, поскольку таким образом вы будете дальше отходить от изопатии, все более приближаясь к гомеопатии.

В каждом царстве существует большое количество разнообразных энергетических уровней… например, не все растения гибкие, не все чувствительные. Не все животные быстрые. А что насчет ленивца, самого медленного животного?

Безусловно. Многие минералы обладают такой же чувствительностью, как и растения, многие минералы проявляют такую же агрессивность, как и животные, а многим животным свойственны те же черты, что и растениям.

Возьмем еще один пример с царствами. Недавно я с учениками провел прувинг в Миннесоте. Есть такая теория, ее придерживаются некоторые люди, что если преподавателю известно вещество, то он подсознательно будет оказывать влияние на студентов. Я сказал: "Хорошо, я не буду знать вещество для прувинга". Я отобрал три препарата: один животного происхождения, другой — минерального, третий — растительного, а фармацевт наугад выбрал из них препарат для прувинга, не сообщая мне, какой именно. По окончании прувинга, когда мы услышали истории всех участников, я сказал: "Вы видели прувинг, вы слышали истории. А теперь скажите, к какому царству относится этот препарат". 70% ответило, что это минерал, а 30% — животное. Ни один не назвал растение. Как оказалось, это был дикий рис.

Во всех моих прувингах участники редко правильно угадывали вещество или даже царство. Если сами участники прувинга не могут догадаться, что это за вещество, то как можно понять со стороны? Прувинги выявляют совершенно новые образы, неожиданные для нас.

Это то, что мне нравится в прувингах, когда находишь животное в растении или растение в животном. Точно так же, как в каждом мужчине есть женщина, а в каждой женщине есть мужчина. Я думаю, что в каждом растении есть животное, в каждом животном есть растение, в каждом минерале есть растение и животное… все хранит в себе разнообразную информацию о противоположностях. Именно поэтому результаты прувинга всегда удивляют.

Итак, если вы считаете гомеопатию наукой, проведите прувинг, не делая никаких предположений и без предвзятого мнения, без надежды на то, что "вещество проявит себя". Затем соберите результаты данного прувинга, записывая все свидетельства "от одного лица" с пониманием скрытых значений. Поработайте с препаратом на практике, составьте его описание. Уберите не относящиеся к прувингу симптомы. Затем усовершенствуйте описание. И в результате мы получаем самую лучшую Материю медику.

Я понимаю, люди ищут легкий путь к новым препаратам, потому как у нас, видимо, их недостаточно. Но с этим легким путем нужно обращаться осмотрительно; часто в конце легкий путь оборачивается длинной и тяжелой дорогой.

Недавно я говорил о прувингах с Яном. Я поинтересовался, почему он на практике не подтверждает свои прогнозируемые результаты прувингов, и он привел мне две причины. Во-первых, он сослался на вас; он сказал, что вы провели прувинги нескольких препаратов из Периодической таблицы и обнаруженные симптомы подтверждают его прогнозы. И потом, по его словам, нет необходимости проводить прувинги, поскольку это занимает много времени и в результатах много "мусора". А выбрать из этого "мусора" настоящие симптомы невозможно.

Я хочу начать с того, что я очень уважаю Яна, его работу и преданность делу, но я совершенно не согласен с этими утверждениями. Во-первых, из того факта, что прувинги занимают много времени, вовсе не следует, что проводить их не нужно. Мы делаем это для будущих поколений, и если у нас не будет крепкого фундамента, что из этого выйдет? Когда дело касается искусства лечить, незачем спорить о том, что прувинги занимают много времени. У нас есть наша Материя медика, наше наследие, которое нам досталось благодаря упорному труду, усилиям и времени, потраченному нашими предшественниками; единственное, что нам остается, это продолжать их дело.

Во-вторых, Ян разработал свою гипотезу на основе прувингов. Если бы у него не было прувингов Aurum, Sulphur, Calcarea, Ferrum, Magnesia и т. д., он никогда не смог бы составить свою Материю медику. Да, я действительно предоставил ему результаты многих моих прувингов с целью помочь в его работе, и рад этому. Но не стоит бросать камни в колодец, из которого пьешь воду.

В-третьих, описания Яна, точные или не очень, — это только очень малая часть того, что мы получаем в прувинге. И хотя мои прувинги иногда подтверждают его разработки, я могу сказать, что его разработки подтверждают только небольшую часть результатов прувинга. Он может спрогнозировать образ Krypton, что будет интересным и полезным, но этот прогноз будет отражать только небольшую часть картины. Гипотеза находится на стадии разработки и отражает лишь незначительный аспект действительности. Только прувинг дает точную сложную и многогранную картину.

Я сравнил мои прувинги с описанием Яна. По масштабу и точности они не идут ни в какое сравнение. Это никоим образом не отвергает работу Яна, которую я ценю, но я удивлен и не могу согласиться с его отрицанием прувингов. Его идеи полезны, если не иметь результатов прувинга. Например, когда вы хотите назначить Zirconium. Возможно, вам кажется, что он мог бы помочь пациенту. Но прувинг еще не провели; в этом случае я обращусь к работе Яна, и это замечательно. Но сегодня я увидел результаты нового прувинга Zirconium, проведенного Андреасом Бьерндалом из Норвегии; он во много раз расширяет понимание этого препарата, дает значительно более глубокое и точное описание.

А относительно "мусора", т. е. случайных симптомов, которые попадают в прувинг, но не соответствуют препарату, то это мелкая проблема. К "мусору" относится только очень небольшая часть симптомов. Проведя 30 прувингов, я не могу сказать, что этот "мусор" был для меня проблемой. В действительности все наоборот. Многие симптомы, которые я считал "мусором", позднее оказались очень важными. Большую часть "мусора" можно убрать в процессе фильтрования. В историях болезней пациентов больше мусора, чем в прувингах.

Если вы провели прувинг, вы даже сравнить не сможете качество информации, полученной из прувинга, с описанием-прогнозом. Без прувинга вы никогда не узнаете какие-либо странные, редкие и особенные симптомы, которые нельзя предугадать. Если они редкие и странные, то по определению в них нет логики, и потому они непредсказуемы! Использовать препараты без этой информации крайне сложно. Сегодня гомеопаты ищут обобщения, например, по царствам природы, Периодической таблице химических элементов или семействам растений, различные обобщающие классификации. Но чем больше обобщаешь, тем меньше остается индивидуальных, странных и особенных симптомов. Странный симптом свойственен только нескольким людям. Обобщая, получаешь только общий знаменатель и теряешь важную информацию. Я не говорю, что обобщения нужно отбросить в сторону, но утверждать, что это единственный путь вперед, и отрицать прувинги, я считаю недальновидным. Обобщение и индивидуальные и уникальные прувинги должны находиться в гармонии.

Невозможно догадаться, что Pomegranate (гранат. — Прим. перев.) вызывает герпес на губах или рождает мысль о том, что близкий тебе человек святой. Невозможно догадаться, что Sapphire (сапфир. — Прим. перев.) вызывает образы попугаев, или что при Plutonium имеется делюзия летучих мышей и бывают обильные носовые кровотечения, при этом кровь пациенты хотят пить. Это странные, редкие и особенные симптомы.

Однажды на конференции Ян сказал, что прувинги неточны и привел в пример прувинг Lycopodium, который, по его словам, не показал ничего "диктаторского". Он заявил, что сегодня нам знаком совсем другой образ Lycopodium. Но это не так. Во-первых, прувинг дал такое описание Lycopodium: "постыдный, самонадеянный и властный", что тождественно диктаторскому. Во-вторых, тот факт, что люди не знают или не используют первоначальный прувинг Lycopodium, не означает, что его результаты неправильны. Возможно, некоторые гомеопаты пользуются современным описанием Lycopodium, но это не отменяет результатов прувинга. Если они не читали или не были знакомы с прувингом, как они могут быть уверенными, что прувинг неверен? И, в-третьих, у нас никогда не было бы современного описания Lycopodium, если бы раньше не был проведен прувинг, на который в основном и опирается современное описание.

Повторюсь, на мой взгляд, все дело в последовательности. Я не утверждаю, что прувинги — это все. Я предпочитаю использовать различные источники информации. Я согласен с мнением Массимо, которое он высказал на конференции, что нужно использовать прувинг, происхождение препарата, его мифологию, практический опыт, гипотезы, родственные отношения, т. е. нужно использовать все, что мы имеем, и я так и делаю. Но здесь есть определенная последовательность. И если она строится на твердом основании, тем лучше. Сначала сам прувинг, затем осмысление его результатов, а затем все остальное. Если начать с предположений, а не с твердых фактов, можно прийти к чему угодно, и в результате получить тот образ, который заблагорассудится.

И еще одно. Прувинги — это наша традиция. Наша наука стоит на прувингах. В гомеопатии есть что-то от шаманской медицины, а один из ее принципов — испытать свое лекарство. Геринг говорил, что нельзя считать себя гомеопатом, если ты не принимал участие в прувинге. И я с ним согласен. Это способ узнать больше о себе самом, препаратах, природе и мире в целом.

На конференциях и семинарах мы сталкиваемся еще и с тем, что реакцию пациента на препарат связывают с происхождением этого препарата. Например, когда пациент "ринулся, как тигр" или "летал, как орел". Вы сами наблюдали подобные изменения в реакциях и жестах участников прувинга, или это очень произвольно?

Иногда я замечаю это. Например, при прувинге Eagle (орел. — Прим. перев.) наблюдается желание летать, находиться на вершине горы, появляются сны о полетах и т. д. Но дело в том, что я не считаю это самым интересным результатом прувинга. Это интересно. Но для меня это не главное. Все, что мы сейчас делаем, можно свести к словам: "Вот это да! Прувинги вызывают образ, подобный образу животного". Но меня больше интересует то, что я не ожидал получить. Например, Eagle вызывает удивительную перспективу добра и зла, ему свойственны сны о поездах, восхищение параллельными линиями и маниакально-депрессивное поведение. Я не ожидал такого, и потому мне это интересно. В противном случае, зачем проводить прувинг? Только чтобы подтвердить, что препараты могут вызывать образы, соотносимые с их происхождением? Мы это уже знаем.

Я видел, как в прувинге используют отдельные части животных. Берется любая часть животного, которую несложно получить, потенцируется и дается пациенту. Но разве прувинги не будут разными, если дать препарат из мочи тигра, молока тигра, его кости или всего тигра?

Конечно. Это совершенно разные прувинги, что подтверждается многочисленными опытами. Например, есть два прувинга Eagle, и они сильно отличаются. Один я провел сам на основе крови, а другой на основе перьев провела Дивья Чабра. Есть большая разница, какую часть тела взяли для прувинга. Это в равной степени относится и к растениям. Прувинг даст совершенно разные результаты, если взять корень или листья растения. И это одна из проблем в прувингах семейств растений. При прувинге препаратов из растений одного семейства, если один препарат потенцирован из корня растения, а другой из стебля, цветков или плода, мы, на мой взгляд, получим бóльшую разницу, чем между семействами. И настоящую картину можно получить только в прувинге. Возьмем, к примеру, Phytolacca. Это один из моих прувингов, опубликованных в "Динамической Материи медики сифилиса". Прочитав его, вы обнаружите множество моментов, связанных с корнями растений, которые сильно отличаются от других препаратов из этого семейства.

А что насчет жизненных моментов? Можно ли назначить препарат, исходя из жизненной ситуации? Например, у пациента сложности с матерью, и вы назначаете "muriaticum". А если бы возникли проблемы с отцом, то "carbonicum".

Лично мне эта идея кажется искусственной. У меня это не работало, и я ее не использовал.

Я понял. Сегодня в интервью вы дважды упомянули поэзию, и в вашей книге о сифилисе я прочитал несколько очень красивых стихов. Что такое вдохновение? Я спрашиваю вас, т. к. знаю, что в детстве вы были проказником. И мне кажется, что нельзя быть и проказником, и поэтом одновременно.

Наоборот, я думаю, что лучшие поэты были проказниками. Поэты — проказники по своей натуре, потому что им нужно совсем немного страсти, чтобы быть проказниками… страсти к свободе, чтобы петь свою песнь. Я считаю, что поэзия одна из немногих, что ближе всех стоят к гомеопатии, поскольку у них схожие принципы. Например, поэзия основывается на принципе аналогии, что верно и для гомеопатии. А также на принципе "меньше значит больше". В прозе нужно много слов, а в поэзии минимум. Поэзия глубоко проникает в самую суть, глубже, чем проза. Стих подобен потенцированному препарату, правильно подобранному для пациента, и действует как подобнейшее.

Мне наскучило чтение множества длинных лекций по нашей Материи медике, поэтому я решил изложить все в более сжатой поэтической форме. Возможно, это точнее попадет в цель.

Независимо от этого, мое вдохновение — это моя жена.

Это замечательно!

Еще одна вещь сильно удивляет меня. В своих презентациях вы часто упоминаете карты Таро. Почему?

Я тут не при чем. Я не знаком с Таро. Участники прувингов вспоминают о них во снах или при каких-то событиях своей жизни, так что я говорю о Таро только в этом контексте. Мне жаль, что я не знаком с Таро. Это удивительное метод.

Мне было интересно, используете ли вы карты Таро, чтобы понять, интересует ли вас метафизическая сторона вопроса, так же, как Ганемана?

Конечно, интересует. Этого не избежать, если занимаешься гомеопатией. Кент говорил: "Невозможно разлучить медицину и теологию". Так что я использую большое количество метафизических методов. Но Таро — это не для меня. Я использую каббалу, потому что знаю о ней немного больше. Я использую книгу "Ай-Чинг", даосизм, шаманизм, предзнаменования и т. д. Но мне сложно установить связь с греческой мифологией. Я не могу запомнить, кем был Прометей, у меня это просто не идет. При этом я могу использовать Библию, это мне ближе. Многие прувинги раскрывают эти взаимосвязи.

И хотя меня интересует метафизика, но я предпочитаю твердо стоять на земле, и подводить прочное основание под метафизические измышления, иначе можно улететь, как облако.

Я читал ваши размышления о тай-чи в китайской философии, а ваша школа называется "Динамис", т. е. жизненная сила. Что такое, по-вашему, жизненная сила?

О, это очень интересный вопрос. Согласно моему пониманию ганемановской жизненной силы, это анималистский глупый механический солдат, который не размышляет и часто совершает ужасные ошибки.

Это душа или энергия?

Это не душа. Если бы это была душа, она была бы разумной. Если человек здоров, то жизненная сила и душа едины, т. е. она наделена разумом. То же самое при остром заболевании. Но при хронической болезни жизненная сила отделена от высшего разума, и потому допускает ошибки. Ганеман часто об этом говорит, например, в § 72. Он говорит, что жизненная сила несовершенна, непригодна и бесполезна. Люди привыкли считать, что жизненная сила разумна, согласно философии Кента. Но Кент говорит это при обсуждении § 9, т. е. о жизненной силе у здоровых людей. Во время заболевания жизненная сила первой делает глупости. Она начинает идти не в том направлении.

Все хронические болезни по своей сути аутоиммунные. При каждой хронической болезни жизненная сила работает не в том направлении. Учитывая вышесказанное, проявление действительной аутоиммунной болезни — дело времени. Жизненная сила внезапно начинает делать глупости, потому что является низшей формой разума и во время болезни у нее разрушается связь с высшим разумом.

Кент называет жизненную силу вице-президентом души. Душа — это высший разум, и она связана с высшим разумом мироздания. Жизненная сила — солдат. Проблемы возникают, когда нарушается связь души и жизненной силы. Последняя подобна солдату, который сражается храбро, но не там, где надо, потому что потерял связь с генералом.

Поэтому у жизненной силы мало разума, вместо него есть животный разум, и ей нужна связь с вышестоящий инстанцией — человеческой душой. У пациента Thuja, когда душа оставляет тело, в брюшной области остается животное. Это животное и есть жизненная сила, неспособная думать о более высоких вещах. А в высшей мере самосознающая душа наблюдает сверху и упрекает несчастное глупое животное. В то же самое время, когда низшая жизненная сила говорит: "Я нахожусь под высшим контролем человека", душа думает, что внизу осталось уродливое животное.

Жизненная сила борется с проблемой, которой больше нет. При этом она использует все ресурсы и движется в неверном направлении. Если она восстановит связь с императором, она повернет в нужную сторону и возобновит битву разумным образом.

У здорового человека связь разума идет сверху вниз — Бог, простая сущность, душа, жизненная сила, нервная система. Все разумно, все связано. У больного человека эта связь разрушена и все начинает работать само по себе.

Что вы можете сказать о понятии "миазм", существует оно или нет, и сколько их — три, четыре или семь? Что вы думаете по этому поводу?

Это сложный вопрос. Есть ли они? Возможно. Используется ли это понятие так, как это предполагал Ганеман? Я думаю, нет. Ганеман очень четко говорит, что он не разрабатывал понятие "миазма" как ключ к подбору правильного препарата. Когда люди что-то слышат о концепции миазмов, они сразу думают, что это еще один ключик к подбору правильного препарата. Ганеман говорит, что суть не в этом. Миазмы — это карта почв, которая поможет тебе определить, на какой почве ты стоишь, на псорической, сикотической или сифилитической. С какой группой препаратов следует работать? Какого типа это заболевание? Но это не сильно поможет при выборе препарата; так же, как состояние пациента, зябкий он или жаркий, позволяет убрать из рассмотрения в лучшем случае 50% препаратов. Т.е. если вы определили, что у пациента сифилистический миазм, вам все еще необходимо выбрать один препарат из нескольких сотен. Концепция миазмов разработана для того, чтобы правильно направлять вашу лодку через хронические болезни. И поэтому в книге "Хронические болезни" есть две части. Первая посвящена повторным назначениям и долговременному контролю процесса лечения, а вторая — миазмам.

Миазмы — это море, по которому вы направляете лодку. Где вы находитесь, в Средиземном море, в Тихом или Индийском океане? Если не знать этого, трудно сказать, что произойдет дальше. Концепция миазмов помогает понять, на правильном ли мы пути к выздоровлению. Что произойдет, если после нескольких назначений картина внезапно кардинально изменится от одного миазма к другому? Так что я думаю, что ганемановское понимание миазмов было очень глубоким и интересным с философской точки зрения. Ганемановское определение псоры, насколько я понимаю, это когда все видят разные аспекты истины, что обусловлено индивидуальностью и предубеждением каждого в отдельности. Это похоже на притчу о слепых и слоне — один нащупал ногу, другой хобот. Поэтому целью лечения псоры является понимание, что все владеют своей частью одной великой истины. Сохранить разнообразие, которое берет начало в одной общей истине — без войны, без голода, без ненависти, без ревности и разногласий. С философской точки зрения, это важная концепция, и у нее есть практическое применение, но это не ключик к подбору препарата.

Сколько существует миазмов — три или больше? По определению, миазмы относятся к хроническим заболеваниям. Следовательно, если говорить исключительно в терминах Ганемана, миазмы не являются острыми инфекционными заболеваниями как сыпной тиф, который относится к острым заболеваниям. Поэтому существует классификация сыпного тифа, но, по определению Ганемана, миазм нельзя отнести к острому заболеванию. Это эпидемия. Миазмы носят хронический характер, в то время как эпидемии — острый. Очень важно, что вы понимаете под этим понятием, так как это определение имеет философскую основу и определенное воздействие. Мы должны точнее использовать слова.

Что касается числа миазмов, их выделяют различными способами, и все они имеют право на существование при анализе истории болезни. Можно выделить три, четыре или пять, или десять, в зависимости от того, какая система анализа применяется. Можно использовать аюрведу и выделить три элемента, можно китайскую медицину, и выделить пять. Можно использовать книгу "Ай-Чинг" и выделить шесть элементов, можно каббалу, и выделить десять. Вы вольны сами делать свой выбор.

В своей книге о сифилисе я исследую, какова сущность миазма. Очень сложно понять сущность миазма, анализируя истории болезней. Когда рассматриваешь историю болезни на занятиях и спрашиваешь, что такое миазм, никто ни с кем не соглашается. Слушатели определят три миазма в большинстве историй болезни. Но дать определение миазмам в таких философских понятиях как разрушение или отсутствие деятельности, очень сложно, часто легкомысленно.

Поэтому я решил, что самый простой способ изучения миазмов следует искать в Материи медике. Я выбрал одиннадцать чисто сифилитических препаратов (Aurum, Mercurius и т. д.) и исследовал глубинную сущность каждого из них. Затем я нашел сходные характеристики и таким образом синтезировал концепцию сифилитического миазма. Конечно, при использовании сходных характеристик получаешь упрощенные результаты. Это длинное и увлекательное путешествие, а в заключение книги я поместил рисунок, только один простой рисунок.

Это замечательная книга. Обычно, когда берешься за книгу по Материи медике, никогда не можешь прочитать ее за один присест, но когда я взял вашу книгу, я прочитал ее, не вставая.

Приятно слышать! Я старался избегать нудной формы Материи медики.

Да, книга очень хорошая. Все препараты представлены по-разному.

Недавно вы создали программу "Реперторий психических характеристик". Расскажите, пожалуйста, о ней подробнее.

Идея родилась из практической необходимости. В основу был взят метод Беннингхаузена по обобщению рубрик, но на психическом уровне. Например, у вас есть пациент, который говорит о змеях, ему снятся змеи, и вам нужно решить к какой рубрике обратиться, делюзии ли это "змея", "страх, змея" или еще что-нибудь; вы просто обращаетесь к моей общей рубрике "змеи", в которой собраны все препараты, хоть как-то относящиеся к змеям. То же самое с деньгами. Пациент говорит: "Мне нужно много денег". Зачем вам много денег — чтобы быть богатым или чтобы не быть бедным? И еще ему ночью снится золото. Сложно определить. Поэтому я собрал все препараты, которые имеют какое-то отношение к деньгам, в одну большую рубрику по методу Беннингхаузена. И тогда, если бы у меня был случай, где денежный вопрос был бы важен, я мог бы использовать рубрику "деньги" с 98% уверенности, что там есть нужный препарат. Я создал и другие рубрики, которые, на мой взгляд, могут быть полезны практикующим гомеопатам в наше время, такие как "низкая самооценка", "неудачи", "маниакально-депрессивный", "вода", "животные", "жертвы", "ножи" и т. д. Так, если у пациентов есть какие-то моменты, связанные с водой (например, сны о воде или желание прыгнуть в море), вы найдете нужный препарат в рубрике "вода". Это похоже на работу со склонностями. Так, если у меня будет пациент, у которого будут проблемы с перфекционизмом, деньгами и костями, тогда я обращусь к двум рубрикам своего репертория и одной рубрике Беннингхаузена о костях или другому подобному реперторию; таким образом, из трех больших рубрик я получу 30–40 препаратов. Теперь можно работать дальше. Я могу просмотреть эти 30 препаратов и быстро найти один необходимый. Так работать легче и вернее. Особое внимание в репертории было уделено качеству. Каждый препарат был проверен лично мной и по меньшей мере еще одним гомеопатом.

Также в каждой из этих рубрик я выделил те препараты, которым свойственен данный симптом в более интенсивной форме. В этом я пытался подражать реперторию Фатака. Я люблю Фатака, его работу. В настоящий момент этот реперторий можно получить с "Радаром" в виде реперторизационной программы.

А какие компьютерные программы в своей практике используете вы?

Я использую программы для работы с пациентами. Это инструмент гомеопатов. В течение 25 лет я не одобрял использования компьютера, считая, что должен вести записи от руки. По прошествии этих 25 лет я сказал: "О, боже!", потому что к этому времени моя картотека занимала две комнаты в доме, и при этом я постоянно что-то терял, или же не мог прочитать свои записи. Каждый день я доставал карточки пациентов, отвозил их другим врачам, летал с ними, а затем опять возвращал в свою картотеку. И найти карточку было делом немалого времени. Короче говоря, я перестал так делать.

Я начал вести записи на компьютере и понял, что это значительно облегчило мою жизнь. Компьютер не стоит между вами и пациентом. Мне легче установить контакт с пациентом, когда я печатаю. Многие люди ошибочно считают, что врач не должен отрывать взгляда от пациента. Но если смотреть постоянно в глаза пациенту, это вызывает у него очень неприятное ощущение. Также это напрягает и утомляет врача. Так что сейчас я печатаю и смотрю, печатаю и смотрю — все в свое время. Конечно, в наше время большинство людей без проблем печатают и работают с электронной почтой.

Сегодня можно вести записи в любом текстовом редакторе, но это не очень удобно для гомеопатов. Программа "Case taker" разработана для гомеопатов. В ней есть гомеопатические словари, медицинские книги, клавиши "быстрого вызова", готовые формы для заполнения. Это упрощает ведение записей и удобно для гомеопатов. Также в этой программе есть указатель симптомов, в который вы можете внести основные симптомы, что облегчит отслеживание назначений. Вам не нужно создавать форму, не нужно искать соответствующий раздел для внесения записей. Вы просто записываете все за пациентом, а программа автоматически классифицирует симптомы по разделам — "Общее", "Сознание", "Сны", "Особенности", "Предпочтения в еде" и т. д., так что становится легче использовать информацию и работать с пациентом. Когда через два месяца вы возвращаетесь к этим записям, вам достаточно быстро просмотреть основные моменты. "Case taker" не может думать за вас, эта программа просто располагает информацию таким образом, чтобы вам удобно было ее анализировать. Это делает работу врача более эффективной.

Еще одно преимущество — вы можете одновременно просматривать записи по двум или больше назначениям, это очень удобно. В текстовом редакторе вам пришлось бы открывать несколько файлов и постоянно переходить от одного к другому, или прокручивать один файл, то вперед, то назад. А в "Case taker" есть классификатор, по которому вы можете переходить с одного симптома на другой и при этом вести записи о втором приеме. Эта программа была разработана гомеопатами для гомеопатов. Она не подбирает препарат. Она хорошо ведет записи, помогает анализировать и понимать ведение пациента, а также помогает хорошо организовать вашу практику.

Джереми, вы жили в Великобритании, но у вас израильские корни.

Да, у меня израильские корни. Сейчас я бываю и там, и там.

Нам известно, что происходит в Великобритании. Там идут жаркие споры о гомеопатии. А что происходит в Израиле? Есть ли там гомеопатия?

В Израиле очень хорошо относятся к гомеопатии. Эта альтернативная система здесь хорошо развита и интегрирована в традиционную медицину. Все страховые компании возмещают затраты на альтернативных врачей. Я недавно выступал на конференции по альтернативной медицине, в которой участвовало 600 традиционных врачей. И это в стране с населением в 6 млн человек. Во многих больницах есть отделения альтернативной медицины. Это очень прогрессивная страна, и люди там открыты для альтернативной медицины. Так что все очень хорошо по сравнению с другими странами. Нет постоянных нападок на гомеопатию. Во время моего последнего визита в Израиль меня два или три раза пригласили на радио и один раз на телевидение.

В Великобритании все по-другому. Об этом вы писали недавно в своем замечательном письме. Там организованно нападают на гомеопатию, и результаты ужасны. Гомеопатия добилась таких успехов, что это испугало фармацевтические компании, и они начали финансировать всех, нападающих на нее. Для нас жизненно важно действовать по этому вопросу заодно, потому что это только начало. Я полностью поддерживаю вашу кампанию и надеюсь, что это только начало нашего ответа, потому как до этого времени мы отвечали очень вяло.

Сегодня в своем заключительном слове на конференции вы были очень оптимистичны в оценке будущего гомеопатии. Какое будущее ожидает гомеопатию с практической точки зрения, учитывая нынешнее развитие событий, когда против нее поднялась такая волна?

Я не могу сказать, что я был полностью оптимистичен. Я рассматривал этот вопрос и с пессимистической стороны. Если мы не будем бороться должным образом, мы проиграем. Положение гомеопатии сейчас очень опасное. На мой взгляд, эти атаки координируют очень влиятельные организации. Это большой рынок, и он привлекает внимание. Если упадет спрос на гомеопатов, как сейчас и происходит, то, соответственно, и учиться гомеопатии никто не будет, и понятно, что произойдет потом. Если гомеопатия не может приносить денег, то и заниматься ею невыгодно.

Но, с другой стороны, стихийное движение за гомеопатию очень сильно. Я говорил сегодня, что нам нужно работать по всем аспектам — основывать школы, давать глубокое образование, проводить исследования, вести работу в странах третьего мира, бороться с эпидемиями, финансировать проекты и заниматься рекламированием гомеопатии, привлекать к этому политиков и знаменитостей, которые лечатся гомеопатией, выпускать газеты, книги, проводить телевизионные передачи. Нам нужно показать все, что у нас есть, и будет лучше, если мы будем вести эту работу согласованно.

Да, в Великобритании Общество гомеопатов недавно провело исследование, и оказалось, что большинство гомеопатов консультирует менее десяти пациентов в неделю.

Согласен, положение очень сложное. Этого недостаточно для жизни. Возможно, дело в том, что количество школ выросло слишком быстро. Это не было постепенное гармоничное увеличение. Внезапно открылось слишком много школ, которые выпустили слишком много гомеопатов, и теперь есть недостаток пациентов. Кроме того, нападки на гомеопатию принесли свои плоды.

Это действительно проблема, так как в Англии молодые люди не учатся на гомеопатию с самого начала. К нам приходят получать второе образование замечательные люди, обычно матери. Это хорошие, умные и образованные кадры, но нам нужны и молодые ученые. Начать практику гомеопату очень тяжело, поскольку нужно иметь больше пациентов, чем остеопату, специалисту по акупунктуре или традиционному врачу. Гомеопат встречается с пациентом один раз в шесть недель, в то время как другие врачи — один, а то и два раза в неделю. Так что пациентов они набирают быстрее. У гомеопата может уйти 2–3 года на создание своей практики.

Сейчас нужно разрабатывать систему. Мы должны проводить соответствующие исследования и в большом количестве; мы должны показать всему миру, что гомеопатия работает. Несмотря на все современные исследования, все еще продолжают утверждать, что нет никаких доказательств действенности гомеопатии. Нам нужно предъявить исследования людям — в газетах, по телевидению. Это должно сработать.

…И хорошие прувинги!

Да, и хорошие прувинги тоже. Но прежде всего нам надо объединить наши усилия. Вы проводите замечательную работу. Ваш журнал способствует объединению, а также тому, что мы больше узнаём друг о друге. Кроме этого, нам надо показывать себя внешнему миру. Мы должны совершенствовать свои исследования и рассказывать о них остальным. Я провожу одну исследовательскую работу о механизмах прувинга совместно со своими коллегами. Но больше всего меня волнуют исследования, посвященные гомеопатическому лечению СПИДа. Я планирую провести исследование в Африке, и хотя получить финансирование крайне трудно, я очень хочу это сделать, потому что, я думаю, мы таким образом покажем всему миру, что гомеопатия способна вылечить это серьезное заболевание.

Если вы хотите произвести эффект, вам нужно уникальное исследование. Проводится много гомеопатических исследований, но людям вне мира гомеопатии они неизвестны. Чтобы изменить ситуацию, необходимо всем нам, нашему сообществу, вести работу по всем направлениям. И тогда я буду оптимистом.

Я также надеюсь, что мы все придем к согласию по этим вопросам, несмотря на различия в нашей работе. Мы можем объединиться и выступить вместе перед лицом угрозы со стороны внешнего мира.

И напоследок, сколько лет вашим оливковым деревьям сейчас?

Моим оливковым деревьям столько же лет, сколько я занимаюсь гомеопатией. Когда я жил в Израиле и купил землю в 1979 г., я решил изучать гомеопатию. Я размышлял, чтó мне лучше сделать до отъезда в Великобританию: построить дом или посадить оливковые деревья? И решил, что лучше посадить деревья. Так что 28 лет назад я посадил 60 деревьев, а затем поехал изучать гомеопатию. Вот столько лет моим деревьям. Я проводил прувинг оливок из собственного сада, который мне очень нравится, он как отражение мира на всей земле. Оливки — символ благополучия и мира, это я и желаю гомеопатии во всем мире.

Спасибо, Джереми, за ваши ценные мысли. Я надеюсь, наши читатели остановятся и задумаются над тем, что вы сказали. Я очень ценю ваше мнение и вашу мудрость. Спасибо, что ответили на наши вопросы.

Большое спасибо! Было приятно с вами пообщаться.

(Благодарю Тину Квирк за помощь при редактировании этого интервью. — МБ).

© Hpathy.com ALL RIGHTS RESERVED

Джереми Шерр о гомеопатической профилактике Часть I