Д-р Карл Боянус-ст. (Москва) |
|
Гомеопатия в России.
|
— 116 —свое на новом, доселе неизвестном явлении природы, которое и заслуживает в этом случае полного
нашего внимания. Следует ли тогда предпочесть учение Ганемана старому испытанному учению Гиппократа
и последователей его? — это вовсе иной, и здесь, по крайней мере на первый случай, посторонний
вопрос. Если гомеопат и аллопат сойдутся только до того, что будут взаимно доверять друг другу,
если не станут называть себя взаимно обманщиками, невеждами, тогда пусть каждый из них следует тому
учению, которое по убеждению его преимущественнее другого, так точно, как и ныне очень нередко
врачи одной и той же аллопатической школы дают в одной и той же болезни различные средства, каждый
в той уверенности, что достигнул своим путем одной и той же цели. Но тогда уже они, гомеопат и
аллопат, не станут бесчестить звания своего, не будут называть друг друга пройдохами, гаерами,
обманщиками, а подадут один другому руку братской помощи и каждому воздастся свое. Итак, если решим
положительно, заключается ли в гомеопатических приемах какая-либо лекарственная сила или нет, то
этим самым решим несомненно и судьбу этого учения, определим, быть ли ему или не быть. Если мне
скажут на это, что гомеопатическое учение, принятое в строгом значении слова, то есть пользование
помощью сходно действующих (с болезнью) снадобий может быть допущено и независимо от
бесконечно малых приемов, то я буду отвечать, что это вовсе иное и здесь некоторым образом
постороннее дело, и самый cтpoгий аллопат действует, может статься, в этом смысле иногда
гомеопатически. Я говорю только о действительности средств, изготовленных принятым у гомеопатов
способом, и говорю, что сущность спора относится только до этих бесконечно малых приемов. — 117 —медным лбом, со всеми признаками и приметами правды, со всеми законными доказательствами на
неопровержимую истину? Мне скажут: "Да мало ли суеверий разлилось в народе, и народ верует в
них слепо, упорно; разве это доказательство их истины?" Рассказав затем о пребывании своем в университете и о сомнениях, которые там волновали его относительно действительности гомеопатических доз, о полном разочаровании своем при знакомстве с гомеопатическими врачами, о встрече с Зейдлицем, которому дал слово осмеять гомеопатию, и наконец об испытаниях — 118 —над собой действия древесного угля в Оренбурге, он спрашивает кн. Одоевского: Теперь я осмелюсь спросить, что мне оставалось делать, верить ли или не верить, когда я
многократно испытал на себе самом и на других действие дециллионных долей; держаться ли теории
умозрения, которое говорило мне тогда и говорит теперь, что все это вздор и быть не может, или
верить опыту, тому ощущению, которое напоминало мне ежеминутно о перемене, происшедшей в состоянии
здоровья моего? Прикажете ли, несмотря на все личные для меня невыгоды, признаться откровенно, что
верю, неохотно, принужденно, но верю поневоле, или нагло запираться и подымать по прежнему дело на
смех, вопреки совести и собственного убеждения? Выслушав исповедь Даля, не усомнившегося во имя правды публично сознать свое заблуждение, кто не отдаст чести его гражданскому мужеству и не признает за ним права на общее уважение его соотечественников? В статье "Верующие и неверующие" Даль говорит: Капля камень долбит; гомеопатия исподволь пробилась во все слои общества и равнодушных к ней или ничьих найдется немного — одни за, другие против. Желательно бы сохранить и в этом важном деле, как во всех делах человеческих, разумное, трезвое суждение и устранить участие сердца, страстей: — 119 —легкими против печенки не сговоришь. Разум — свет, сердце — теплота, но потемки. Тут Даль приводит рассказ, уже переданный нами, о помощи, оказанной гомеопатом Лессингом оренбургскому полицеймейстеру Соколову. Перейдем к неверующим, — говорит Даль. — Их можно разделить на три главные части: на добросовестных, на пустобаев и на упорных. К первым принадлежат все ученые и образованные отрицатели с оконченным и порешенным научным 1 Читатель найдет сведения об этой больнице ниже. — 120 —взглядом. Повторяя за Гамлетом: "Много, друг, такого на свете, чего мы с тобой и во сне не
видывали", они, однако же, не применяют изречения этого к делу, потому что привычка заставляет
их понимать и принимать все явления в том виде, в каком они подходят под школярную законность. Но
этот разряд отрицателей, если только не присоединится к третьему, не прочь от опытов и
убеждения; узнав дело ближе, они уже не спорят против очевидности, хотя и не всегда решаются
оглашать свои верования. Общее мнение сильно; сколько бедствий видим мы, например, от поединков, от
этой невольной уступки общественному мнению о чести и беcчестьи, и много ли найдете людей, которые
бы решились идти прямо и открыто наперекор этому мирскому потоку, обычаю? — 121 —первое убежище — брань. "Ты сердишься, стало быть, ты не прав", — сказал один из древних мудрецов, а здесь подавно можно бы сказать: "Ты бранишься, стало быть, виноват". Доводы этих господ недальние, остроты пообношены, брань пóшла, но смирный человек отойдет в сторону, а им только этого и нужно. С этими людьми толковать нельзя; им убеждаться нельзя, они убеждений не хотят и потому-то зажимают всякому рот бранью, остротами об отраве моря каплей или крупинкой, об исписании целого листа цифрами для выкладки доли грана на один прием и проч. Чтобы верить чему-нибудь, дóлжно наперед убедиться, то есть путем рассудка или чувствами познать, что это так, верно, истинно; это убеждение, сначала внешнее, усваивается человеком и переходит внутрь, приобщаясь его духу навсегда; оно может отрешиться от него только вследствие новых убеждений в ошибочности первого. Из этого ясно, что для убеждения наперед всего самое чистое и ничем не смущаемое хотение дознать истину, а коль скоро этого нет, то и помощи нет, и никакие толки и пересуды не помогут1. Так защищал Даль новое учение, когда убежденный собственным опытом познал истину его. Пример его добросовестности и честного отношения к спорному вопросу навсегда останется живым укором тем, которые идут в этом деле противоположным путем. В 1841 году брат В. А. Перовского Лев Алексеевич, бывший в то время товарищем министра уделов и министром внутренних дел, уговорил Даля перейти к нему на службу в Петербург. Занимая в течении восьми лет при министре место правителя его канцелярии, Даль, как передают современники, был правой рукой Перовского. Такое положение дало ему возможность оказать делу гомеопатии существенную услугу: он не только убедил самого Перовского в пользе гомеопатического метода, но и склонил к открытию при С.-Петербургской больнице чернорабочих особого отделения в 50 кроватей для лечения больных исключительно гомеопатическим способом, а для лучшего сравнения этого лечения с аллопатическим открыть для 50 больных другое, параллельное отделение, аллопатическое. Прием больных в то и другое был безвыборный, очередной, по мере поступления их в больницу. Оба отделения были поставлены под 1 "Журн. гом. леч." 1801 г., статья Даля "Верующие и неверующие", стр. 216 и далее. |