Органон врачебного искусства или Основная теория способа гомеопатического лечения д-ра Самуила Ганемана (4-е изд.)

Вторая книга "Органона" (§§ 67—292)

§ 212

Image Image

Почти все болезни, где изменены ум и нрав, в начале своем суть ни что иное, как страдания тела, в котором припадок, состоящий в снижении ума и нрава, увеличен, тогда как наружные припадки уменьшены, таким образом, что из этого, наконец, проистекает значительная частность, приближающаяся к той, которая показывается в местных болезнях.

§ 213

Image Image

Но редки случаи, где в болезнях, называемых телесными, и угрожающих больному близкой смертью (как напр. в нагноении легких, или повреждении другой какой-нибудь важной внутренности), или в скоротечной болезни (напр. в родах и пр.), душевный припадок, внезапно усилившийся, переменяет их в безумие, меланхолию или бешенство, и через это отстраняет гибельное следствие телесных болезней. Сіп иосдъдщя беспрерывно поправляются, почти до степени здоровья, или, лучше сказать, уменьшаются, так, что их незаметно присутствие может быть примечено только таким врачом, который наблюдает с постоянством и тонкостью.

Словом, болезнь делается частностью и, так сказать, местной; она сосредоточивается в припадках ума и нрава, которые приобретают такой перевес, что занимают место других припадков и укрощают на некоторое время их жестокость. Болезнь телесных органов, кои гораздо грубее, переносится в невещественные органы души, которых еще не касалось и никогда не коснется никакое анатомическое орудие; эти тонкие органы служат здесь к отвлечению болезни, как это случается при лечении так называемых местных болезней наружными средствами.

§ 214

Image Image

Те же самые старания, которые я предлагал как необходимые в наблюдении и исследовании других болезней, называемых местными, должны также употребляться и для точного начертания болезней ума и нрава. Должно с точностью замечать не только телесные припадки, но и частное состояние ума и нрава, которое в сем случае есть главный припадок. Итак, если хотят потом выбрать Гомеопатическое лекарство для уничтожения целой болезни, то надобно, чтобы ряд припадков этого лекарства содержал в себе и такие из них, которые сходны с телесными припадками болезни, а особенно с душевным состоянием больного.

§ 215

Image Image

Для доставления себе общности признаков такой болезни, надобно сперва с точностью заметить все припадки, которые представляла телесная болезнь прежде, нежели переродилась в болезнь ума и нрава. В то же самое время узнают от родственников больного, не произошла ли его болезнь от хронического, специфического миазма.

§ 216

Image Image

Сравнение этих прежде бывших телесных припадков со следами, хотя и неясными, обнаруживающимися во время образумливания больного или кратковременного уменьшения его душевной болезни, будет служить к определению продолжительности их присутствия.

§ 217

Image Image

Ежели к тому присовокупят состояние ума и нрава, которое родственники больного и сам врач с точностью наблюдали, как самый важный в сем случае припадок, тo история болезни будет совершенно составлена, и тогда можно найти такое лекарство, которое могло бы произвести не только сходные телесные припадки, но также и подобное расстройство ума. Ежели душевная болезнь продолжалась уже долгое время, и если она произведена псорическим миазмом, то должно выбирать лекарство из противодействующих псор.

§ 218

Image Image

Но ежели безумие или бешенство были произведены испугом или грустью, или излишним употреблением спитрных напитков, и обнаруживаются в виде скоротечной болезни, то должно употребить (в большом приеме) обыкновенное Гомеопатическое лекарство, сколько возможно более соответствующее этому состоянию, напр. аконит, белладонну, дурман (stramonium), белену (hyoscyamus niger), меркурий и пр. Хотя такая скоротечная душевная болезнь и бывает очень часто ничто иное, как внезапное обнаружение скрытой псоры; однако же нельзя употреблять сначала противопсорных средств, но ее должно лечить, как я уже и сказал, иным приличным Гомеопатическим лекарством: здесь нужно прежде всего привести псору в бездействие, при котором больной кажется здоровым.

§ 219

Image Image

Однако же никогда не должно смотреть на такого больного как на совершенно вылечившегося; напротив, тогда надобно, не теряя времени, начинать противопсорное лечение, чтобы совершенно освободить его от cкpытогo миазма, который хотя и усыплен, но всегда готов снова появиться. Только по совершенном уничтожении этой первоначальной причины больной будет навсегда освобожден от подобных припадков, предполагая однако, что он останется верен предписанной ему диете.

§ 220

Image Image

Если же пропустили противопсорное лечение, то наверное должно ожидать нового припадка бешенства, ужаснейшего и продолжительнейшего, нежели в первый раз, и возбужденного причиной более незначительной. В продолжение этого нового припадка псора по своему обыкновению совершенно развивается и переходит в периодическое или непрерывное расстройство ума. Это последнее состояние болезни гораздо труднее для излечения.

§ 221

Image Image

Ежели душевная болезнь еще не совершенно образовалась, и если подвержено сомнению ее точное происхождение от телесного страдания, или, скорее, от дурного воспитания, худых привычек, испорченной нравственности, нерадивого образования ума, суеверия или невежества, — в таком случае могут употребить следующее средство: дать больному дружеские увещевания, представить ему утешительные причины или предложить важные наставления и убедительные доказательства. В таком случае, когда расстройство ума происходит не от телесной болезни, больной уступит таким представлениям, и болезнь облегчится. Но в противном случае зло быстро распространится чрез такое нравственное лечение: меланхолик сделается еще задумчивее, печальнее, неутешнее и более сосредоточенным в самом себе; бешенный будет раздражительнее, а тупоумный станет еще более бредить40.

§ 222

Image Image

Без сомнения, есть душевные болезни, происходящие не от телесного повреждения, а от нравственных влияний, как-то: беспрестанной грусти, умерщвления плоти, досады, оскорблений, большого и частого страха и испуга, тогда как тело только несколько нездорово. Таковые болезни ума расстраивают со временем и самое телесное здоровье, и часто в высокой степени.

§ 223

Image Image

Только в подобных умственных болезнях, произведенных и поддерживаемых самой душой, могут допускаться душевные врачевания, предполагая однако же, что эти болезни случились еще недавно и не расстроили слишком телесного здоровья. В таком случае доверенность, оказываемая больному, дружеские увещевания, благоразумные убеждения, доказательства, равно как и обман, искусно скрытый, вскоре могут восстановить здоровье тела, если при том больной наблюдает необходимую диету.

§ 224

Image Image

Когда означенные болезни ума (§§ 222 и 223) еще соединены и со скрытой псорой, то безопасность больного требует, чтобы, вылечивши средствами, действующими на дух, подвергли его еще противопсорному лечению, дабы он не впал снова в подобное расстройство души, что, без такой предосторожности, весьма часто случается.

§ 225

Image Image

Что касается до других душевных боязней, имеющих основанием страдание телесное, то несомненно, что они могут излечиваться единственно Гомеопатическими лекарствами, соединенными с приличной диетой. К сему должно однако же присоединять некоторую диету для души, т.е. должно, чтобы врач и родственники больного старались обходиться с ним приличным образом. Ежели помешанный бешен, то ему должно противополагать спокойную безбоязненность, хладнокровие и твердую волю; если он жалуется на свои мучения, мы должны изъявлять ему немое сострадание нашими минами и жестами; если он говорит вздор, надобно хранить молчание, не показываясь однако ж совершенно невнимательными; наконец, если он делает или говорит соблазнительные и отвратительные вещи, мы должны принимать на себя вид, что не замечаем этого. Что же касается до разрушений, которые такой человек может делать с окружающими его предметами, то должно только стараться предупреждать и препятствовать им, не делая ему упреков, и приводить все в порядок таким образом, чтобы не было употреблено никакого ему насилия. Даже в единственном случае, где можно было бы допустить противоречие, т.е. когда больной должен принимать лекарство, то и тогда Гомеопатическая метода прибегать к этому средству не имеет нужды; ибо так как малые приемы, предписываемые ею, никогда не могут быть противны вкусу, то их можно давать больному в питье, так что он того и не заметит.

§ 226

Image Image

Противоречия, неуместные наставления, даваемые с излишней ревностью, жестокие и грубые выговоры также не приличны, как и слабая, робкая снисходительность; то и другое обхождение равно вредно для ума и нрава больного. Но особенно их раздражают и вредят им насмешки и грубые обманы. Врач и надзиратели должны показывать вид таким больным, что будто верят им, что они владеют полным умом. Но равным образом должно отдалять все, могущее возмутить их чувства и душу. Нет забав для их омраченного ума, нет благодетельного рассеянья, нет поучительных и приятных занятий книгами, разговорами или другими предметами их душ, возмущенной или томящейся в цепях страждущего тела. Кроме самого излечения, для них нет никаких других увеселений; только тогда, когда поправится их телесное здоровье, успокоится и прояснится ум их.

§ 227

Image Image

Если избранное лекарство для известной душевной болезни (которые бесконечно различны) совершенно прилично и Гомеопатически соответственно начертанному виду болезни, то часто достаточно самого малого приема для произведения в кратчайшее время весьма заметного поправления, чего невозможно произвести самыми большими и частыми приемами всех аллопатических лекарств, которые могут только убить больного. Когда надлежит выбирать из многих лекарств, то не так трудно найти приличное средство для таких болезней, потому что главный их припадок — поврежденное состояние ума и нрава — столь ясно обнаруживается, что его нельзя не распознать. Так, долговременная и умноженная опытность позволяет мне уверять, что преимущество врачебного Гомеопатического искусства пред всеми прочими целительными способами нигде так не торжествует как в застарелых болезнях ума и нрава, коих начало скрывается в телесных страданиях или произошедших с ними в одно время.

Перемежающиеся болезни

§ 228

Image Image

ИасЪ рад даленіє.

Между болезнями, заслуживающими особенное рассмотрение, находятся еще болезни перемежающиеся, как такие, которые возвращаются правильно, в определенное время (каково бесконечное число перемежаюшихся лихорадок и страданий нелихорадочных, имеющих периодическое течение по образу перемежающихся лихорадок), как болезни, в коих известные болезненные состояния сменяются другими в неопределенные времена.

§ 229

Image Image

I. Неправильные перемежающиеся болезни.

Перемежающиеся болезни последнего рода весьма различны, и все принадлежат к хроническим болезням. По большей части они суть произведение развившейся псоры, которая также может, хотя и редко, соединяться с венерическим миазмом. В первом случае употребляются одни противопсорные средства; во втором — должно попеременно употреблять противопсорные и противосифилитические лекарства, как учил я в моем сочинении о Хронических болезнях. Нередко сменяются взаимно два или три различных состояния. Что касается до смены двух различных состояний, то случается например, что известные непрерывные боли показываются в ногах с того времени, как исчезло воспаление в глазах, а зато последнее снова появляется, как скоро боли в ногах на минуту перестанут; даже судороги и конвульсии могут непосредственно сменяться другим каким-нибудь страданием целого тела или одной его части. Также может быть и тройная смена в состоянии какой-нибудь ежедневной болезни; например, сперва показывается такой период, в котором здоровье, по-видимому, усугубляется и духовные и душевные силы возбуждаются более обыкновенного (каковы: излишняя веселость, слишком деятельная живость ума, чрезмерность сил, слишком большой аппетит и пр.); за этим периодом внезапно следует мрачное и меланхолическое расположение духа, или несносная ипохондрия, соединенная с расстройством во многих жизненных отправлениях, как-то: в пищеварении, во сне и пр.; это последнее состояние также внезапно сменяется третьим, которое есть состояние умеренного и обыкновенного нездоровья. Таким же образом существуют и другие роды бесконечно разнообразных перемен.

Часто нельзя заметить никакого следа предшествовавшего состояния, когда показалось новое. В других случаях остается только малое число следов прежнего состояния, когда начинается новое, т.е. остается мало припадков первого состояния во время появления и продолжения второго. Сменяющиеся состояния часто бывают противоположного свойства; например, мы видим, как последуют припадки меланхолии за пароксизмами веселого помешательства ума.

§ 230

Image Image

II. Правильные перемежающиеся или типические болезни.

Перемежающиеся типические болезни суть, в коих состояние постоянной болезни последует чрез довольно определенное время за состоянием наружного здоровья и снова исчезает, продлившись также известное время. Это качество общее в перемежающихся болезнях, которые переменяются единственно в определенное время; не бывши лихорадочными, и в лихорадочных, весьма разнообразных страданиях.

§ 231

Image Image

а) Перемежающиеся типические болезни без лихорадки.

Те болезни, которые показываются у людей только в особенных случаях, и кои обыкновенно не делаются спорадическими или эпидемическими, бывают всегда хронического свойства и происходят по большей части от одной псоры, или, что очень редко, от псоры, соединенной с любострастной болезнью. Итак, их лечение точно такое, о каком я говорил выше сего (§ 229). Однако ж иногда необходимо давать, как промежуточное лекарство, хину в самом малом приеме, тщательной возгонки, для совершенного уничтожения перемежающегося типа этих болезней.

§ 232

Image Image

б) Перемежающиеся типические болезни с лихорадкой, или перемежающиеся лихорадки41.Мы будем говорить здесь сперва о тех перемежающихся лихорадках, которые свирепствуют спорадическим или эпидемическим образом, а не о тех, кои суть эпидемические в болотных странах и о коих будет речь впереди (§ 239.) - Что же касается до сих перемежающихся лихорадок, то мы находим, что каждый их пароксизм составлен из двух противоположных переменяющихся состояний (холод, жар — жар, холод), даже часто из трех (холод, жар, пот). Итак, должно, что бы лекарство, выбранное против таких лихорадок (и которое должно быть выбранное между обыкновенными Гомеопатическими лекарствами, а не между противопсорными), могло возбудить оба или все три состояния в здоровом теле, или, по крайней мере, надобно, чтобы оно приличествовало Гомеопатически самому сильному и самому замечательному из сих перемежающихся состояний, во время ли то озноба с его припадками, или жара с его вторичными признаками, или пота с его относительными страданиями, смотря по тому, сильнее и замечательнее ли тот или другой из его припадков. В таком случае нет беды, если лекарство есть только противодействующее (паллиативное), в отношении к другому перемежающемуся состоянию, слабейшему; лихорадка, несмотря на то, проходит, и обыкновенно, если она еще не искоренена после первого приема. Равным образом в этом роде лихорадок не должно давать второго приема лекарства, покуда продолжается действие первого и покуда из этого проистекает облегчение. Но когда оный окончил свое действие, то должно старательно исследовать, не изменился ли последний период лихорадки, так что первое лекарство сделалось от того уже недействительным, в каковом случае должно выбрать другое, более Гомеопатическое в отношении к настоящей перемене. Тогда это последнее докончит в порядке выздоровление.

§ 233

Image Image

В перемежающихся лихорадках самое полезное и приличное время для употребления лекарства есть тотчас или вскоре после пароксизма; ибо тогда оно имеет время произвести в организме все возможные действия для восстановления здоровья, не беспокоя его жестоким припадком. Но когда лекарство, даже самое приличное, дано перед пароксизмом, то действие его сливается с возобновлением болезни, и возбуждает такое противодействие и уравнивание в организме, что больной теряет много своих сил, или, что даже и самая его жизнь приводится в опасность42. Но если лекарство дается тотчас после окончания пароксизма, т.е. в то время, когда начинается совершенно свободный от лихорадки период, то организм приходит в самое лучшее расположение от лекарства, и таким образом здоровье возвращается.

§ 234

Image Image

Но когда время перемежки коротко, как это случается в некоторых слишком злокачественных лихорадках, или когда оно возмущено остатком боли от предшествовавшего пароксизма, то Гомеопатическое лекарство должно даваться в то самое время, как пот и другие посторонние припадки пароксизма начинают уменьшаться.

§ 235

Image Image

Если лекарство уничтожит одним приемом многие припадки сряду, и здоровье очевидно восстанавливается (но тогда только, когда по остановлении припадков пароксизм снова показывается), можно и должно повторить одно и то же лекарство, предполагая однако же, что общность припадков все та же. Но возвращение той же самой лихорадки после промежутка здоровья тогда только последует, когда вредность воздуха, которая возбудила в первый раз перемежающуюся лихорадку, еще оказывает свое влияние над выздоравливающим, как то, например, случается в болотистых странах. В сем случае надежное выздоровление часто возможно, когда больного отдалят от возбудительной причины его болезни, например, переведут его в гористую страну, если он болен перемежающеюся лихорадкой, произошедшей от болотных испарений.

§ 236

Image Image

Так как почти всякое лекарство, производя свое чистое действие над здоровыми людьми, возбуждает особенную лихорадку, и даже род перемежающейся, с ее переменными состояниями, которая различествует от всех прочих лихорадок, производимых другими лекарствами, то посему в обширном царстве врачебных сил найдут достаточную помощь от многочисленных естественных перемежающихся лихорадок. Даже и теперь, когда число средств, испытанных по их чистым действиям, еще ограничено, уже находят приличные лекарства для подобных лихорадочных страданий.

§ 237

Image Image

Ежели в перемежающейся эпидемической лихорадке лекарство, которое вообще известно как специфическое в этой эпидемии, несмотря на то, неспособно произвести совершенного выздоровления у какого-нибудь человека, и ежели нет никакой внешней возбудительной причины, которая бы поддерживала зло, то мы вправе предложить скрытую псору, а тогда должно употреблять лекарства противопсорные до тех пор, пока не воспоследует полное и надежное выздоровление.

§ 238

Image Image

Также точно должно поступать и тогда, когда слишком сильная перемежающаяся лихорадка, которая не есть ни эпидемическая, ни эндемическая, овладевает человеком, и приличное Гомеопатическое лекарство, выбранное нами для этого особенного случая, не ведет за собой желаемого выздоровления. Итак, тогда должно прибегать к какому-нибудь противопсорному средству.

§ 239

Image Image

Перемежающиеся эпидемические лихорадки в болотистых странах, равно как и подверженных частым наводнениях, доставляют врачам много труда. — Однако же здоровый человек очень легко может привыкнуть в своей молодости к болотистым странам и всегда быть здоровым, если он впрочем соблюдает строгую умеренность и не обременяется ни крайними нуждами, ни тягостными занятиями, ни гибельными страстями. Эндемические лихорадки овладевают им только в первый раз по его прибытии в такое место; но в этом случае один или два малых приема хорошо возогнанной оспиной коры в короткое время восстановят его здоровье, если он соблюдет приличную диету. Но если заболевший не исцеляется таким лечением, хотя бы он впрочем соблюдал совершенную диету, как физическую, так и душевную, тогда нет никакого сомнения в том, что больной подвержен псорическому худосочию, готовому к развитию. Такая особа никогда не может вылечиться в этой болотистой стране, разве в таком только случае, когда будет лечиться противопсорными лекарствами. Ежели такие больные без отлагательства оставят это вредоносное место и переменят его на сухое и гористое, то перемежающаяся лихорадка чрез некоторое время оставит их, а псора опять придет в свое сноподобное состояние, если она еще не слишком развернулась. Однако ж такие особы никогда не будут наслаждаться совершенным здоровьем, если псора не будет вылечена противопсорными средствами43.

предыдущая часть Первая книга "Органона"   Следующая часть следующая часть