Дух гомеопатии1
|
Врач-гомеопат, 1896, № 2, стр. 47–64 |
Невозможно знать внутреннюю, существенную природу болезней и те изменения, которые она производит в сокрытых от нас частях организма, и нелепо основывать систему лечения лишь на гадательных предположениях. Невозможно знать лекарственные свойства средств по какой-либо химической гипотезе или по их запаху, цвету или вкусу, и нелепо пытаться, основываясь на таких гадательных предположениях, применять при лечении болезней вещества, которые при неверном назначении причиняют сильный вред. Как бы обычна и общепринята ни была подобная практика, если бы даже она была единственной в употреблении в течение тысячи лет, все-таки было бы бессмысленно и вредно основывать наше понятие о болезненном состоянии внутренности организма на пустых догадках и бороться с ним посредством мнимых свойств лекарств. Мы должны вполне ясно сознавать нашими чувствами, что именно в каждой болезни требует удаления для восстановления здоровья, и каждое лекарство должно совершенно ясно указывать нам на то, чтó оно способно вылечить. Только в таком случае перестанет врачебное искусство быть неправильной азартной игрой человеческой жизнью и сделается верным избавителем от болезни. Я теперь укажу на то, что именно в болезнях несомненно подлежит излечению и каким образом мы можем ясно познать целебные свойства лекарств и пользоваться ими для врачебных целей. Что такое жизнь, мы можем знать лишь эмпирически, по ее проявлениям, и никакого понятия о ней не может быть составлено с помощью одних только метафизических умозрений а priori; что такое жизнь в ее действительной существенной природе, никогда не может быть постигнуто смертным, ни узнано по теоретическими заключениям. Принципы, которыми мы объясняем другие явления, совершенно неприменимы к объяснению человеческой жизни и ее двоякого состояния, здоровья и болезни. Мы не можем сравнивать жизнь ни с чем в целом мире, исключая ее самой, ни с часовыми механизмом, ни с гидравлической машиной, ни с химическими процессами, ни с разложением и соединением газов, ни с гальванической батареей, одним словом, ни с чем, что не одарено жизнью. Человеческая жизнь ни в каком случае не регулируется чисто физическими законами, могущими влиять лишь на неорганические вещества. Материи, из которых состоит человеческий организм, в своем жизненном сочетании не следуют законами, которыми подлежат материи, находящиеся в неодушевленном состоянии; они управляются законами, присущими лишь жизни; они сами одушевлены и оживотворены, так как весь организм одушевлен и оживотворен. Здесь всевластно царит неизвестная основная сила, уничтожающая всякое стремление составных частей тела подчиниться законам тяготения, скорости движения, vis inertiae, брожения, разложения и т. п. и подчиняющая их исключительно чудесным законам жизни; другими словами, поддерживающая их в состоянии чувствительности и деятельности, состоянии, необходимом для жизни и почти духовно динамическом. Так как состояние организма и его здоровье зависят исключительно от здоровья одушевляющей его жизни, то из этого следует, что и измененное здоровье, то, что мы называем болезнью, есть состояние, первоначально измененное лишь в его жизненных ощущениях и отправлениях, независимо от каких-либо химических или механических соображений, т. е. оно должно быть динамически измененным состоянием, измененным образом бытия, за которым следует изменение в свойствах вещественных составных частей тела, что в каждом индивидуальном случае является неизбежным последствием болезненно измененного состояния живого целого. Кроме того, болезнетворные, вредоносные влияния, являющиеся по преимуществу извне и причиняющие различные болезни, обыкновенно невидимы и так невещественны2, что они никаким образом не могут непосредственно механически расстроить составные части организма в их форме и веществе, или сообщить кровеносным сосудам какую-либо вредную едкую жидкость, которая была бы способна химически изменить и испортить все наши соки; это понятие грубых механических умов, не выносящее доказательств. Причины, возбуждающие болезнь, своим скрытым свойством действуют на состояние нашей жизни (на наше здоровье), скорее, лишь динамически, почти духовно; они прежде расстраивают органы высшего разряда и жизненной силы, а следствием этого расстройства, этого динамического изменения живого целого является видоизмененная чувствительность (беспокойство, боли) и видоизмененная деятельность (ненормальные отправления) каждого отдельного органа и всех органов в совокупности, что в свою очередь вызывает видоизменение соков в их сосудах и выделение ненормальных материй — неизбежное последствие видоизмененного жизненного характера, отличающегося от здорового состояния. Следовательно, те ненормальные материи, которые появляются в болезнях, суть лишь продукты самой болезни, и пока болезнь сохраняет свой характер, необходимо должны выделяться; значит, они составляют часть болезненных явлений (симптомов); они суть лишь следствия, и потому проявления существующей внутренней болезни и вовсе не воздействуют (хотя часто заключают в себе заразное начало для других, здоровых индивидуумов) на вызвавший их больной организм как вещества, возбуждающие или поддерживающие болезнь, то есть как материальные болезнетворные причины3, подобно тому, как человек не может одновременно заразить другие части своего тела ядом собственного твердого шанкра, ни усилить им свою болезнь, или подобно тому, как вампир не может отравить себя своим собственным ядом. Из этого очевидно, что болезни, вызванные динамическим и скрытым влиянием вредных ядов, могут быть вначале лишь динамическими расстройствами нашего организма, причиненными почти исключительно духовным процессом. Легко понять, что эти динамические расстройства жизненного характера нашего организма, которые мы называем болезнями, не будучи ничем иным как измененными ощущениями и отправлениями, могут выражаться лишь совокупностью симптомов, и только как таковые подлежать нашим наблюдениям. Так как в столь важной для человеческой жизни профессии как медицина предметом лечения не может быть признано ничто, кроме того состояния больного организма, которое ясно познается нашими способностями и должно служить нам указанием (отдавать предпочтение догадкам и недоказанным гипотезам было бы опасным безумием, даже преступлением против человечества), то, если болезни как динамические расстройства жизненного характера выражаются исключительно в измененных ощущениях и отправлениях нашего организма, т. е. исключительно в совокупности явных симптомов, только это во всех случаях и может быть предметом лечения. Потому что когда все болезненные симптомы удалены, остается здоровье. Болезни суть лишь динамические расстройства нашего здоровья и нашего жизненного характера, и потому не могут быть удалены человеком иначе, как посредством агентов и сил, способных вызывать динамические расстройства человеческого здоровья, т. е. болезни излечиваются лекарствами динамически4. Эти деятельные вещества и силы (лекарства), находящиеся в нашем распоряжении, излечивают посредством той же динамической способности видоизменять состояние здоровья, посредством той же способности расстраивать жизненный характер нашего организма в его ощущениях и отправлениях, благодаря которой они способны влиять и на здорового человека, производить в нем динамические видоизменения и вызывать известные болезненные симптомы, знакомство с которыми, как мы увидим дальше, дает нам самые надежные сведения относительно того, какие болезненные состояния могут быть наивернейшим способом излечены известными лекарствами. Следовательно, ничем в свете нельзя достичь излечения, никакое вещество, никакая сила не могут произвести такого рода видоизменения в человеческом организме, которое уничтожило бы болезнь, помимо той силы, которая способна абсолютно (динамически) расстроить здоровье человека, а следовательно, также и болезненно видоизменить здоровое состояние5. С другой стороны, не существует в природе агента или силы, способной болезненно влиять на здорового человека, которая в то же время не обладала бы способностью излечивать известные болезненные состояния. Так как обе способности, т. е. способность излечивать болезни и способность болезнетворно влиять на здоровых, встречаются нераздельно во всех лекарствах, так как оба эти свойства явно проистекают из одного и того же источника, а именно из их способности динамически расстраивать здоровье человека, и так как невозможно, чтобы оба эти свойства действовали на больных согласно иному закону, чем тот, согласно которому они действуют на здоровых, то следует, что одна и та же сила лекарства излечивает болезнь у больных и вызывает болезненные симптомы у здоровых6. Из этого мы видим, что целебная сила лекарств и их свойства в болезнях ни в чем не выражаются так верно и так ощутительно и не познаются нами так совершенно, как в тех болезненных явлениях и симптомах (искусственных болезнях), которые лекарства развивают в здоровых индивидуумах. Коль скоро мы имеем перед глазами особенные (искусственные) симптомы, вызванные разнообразными лекарствами в здоровых индивидуумах, мы нуждаемся лишь в ряде чистых опытов, чтобы решить, какие лекарственные симптомы всегда быстро и прочно излечат и удалят известные симптомы болезни, для того чтобы в каждом случае знать заранее, которое из всех разнообразных лекарств, уже известных и вполне испытанных в их различных симптомах, должно быть самым верным средством в каждом отдельном случае болезни7. Какие же искусственные болезни, вызываемые лекарствами, могут быть употребляемы с пользой при известных болезненных состояниях? от употребления каких лекарств можем мы ожидать самое верное и прочное излечение? От тех ли лекарств, которые способны производить в здоровом организме болезнь различную от той, которая подлежит излечению (аллопатический способ), или от тех, которые способны возбудить в здоровом индивидууме состояние противоположное тому, которое желают излечить (антипатический способ), или, наконец, от тех, которые способны вызвать состояние, подобное естественной болезни (гомеопатический способ)? Возможны только эти три способа употребления лекарств. Опыт несомненно говорит в пользу последнего из них. Кроме того, очевидно, что лекарства, которые действуют разнородно и аллопатически, которые стремятся развить в здоровом человеке симптомы, различные от тех, какие являются в болезни, подлежащей лечению, по самой природе вещей никогда не могут быть пригодными и действительными для этой болезни; иначе все болезни непременно излечивались бы быстро, верно и прочно всеми лекарствами, как бы они не отличались друг от друга. Но каждое лекарство действует различно от каждого другого и, по неизменным естественным законам, каждая болезнь вызывает в здоровье человека расстройство, отличное от расстройства, вызываемого всеми другими болезнями, а потому положение это заключает в себе явное противоречие (contradictionem in adjecto) и само доказывает невозможность хорошего результата; всякая перемена может быть вызвана соответствующей причиной, а не per quamlibit causam. Ежедневный опыт также доказывает, что обычный способ прописывать сложные рецепты, заключающие в себе разные неизвестные лекарства, очень редко излечивает. Второй способ лечить болезни лекарствами состоит в употреблении деятеля, могущего видоизменить существующее расстройство здоровья (болезнь или ее самые выдающиеся симптомы) энантиопатическим, антипатическим или противоположным образом (паллиативное употребление лекарства). Такое употребление, как это легко доказать, не может дать прочного излечения болезни, потому что расстройство неизбежно вскоре опять появляется, и даже в ожесточенной степени. Совершающийся при этом процесс таков: согласно чудесной предусмотрительности природы, живые органические существа не подчиняются законам, которым подлежит неорганическая (мертвая) физическая материя; они не воспринимают, подобно ей, пассивно влияния внешних деятелей и не поддаются, подобно ей, без борьбы внешним впечатлениям, а стремятся возбудить противоположный им эффект8. Живое человеческое тело вначале, правда, изменяется от действия физических сил, но это изменение не бывает в нем постоянным, подобно изменению в неорганических веществах (каким оно должно бы было быть, если бы лекарственная сила, действующая противоположно болезни, могла произвести постоянное влияние, прочную пользу); наоборот, живой человеческий организм по антагонизму стремится развить в себе как раз противоположное расстройству, первоначально вызванному извне9. Так, например, рука, которую довольно долго продержали в ледяной воде, будучи вынута, не остается холодной, и не только принимает температуру окружающего ее воздуха, как сделал бы каменный (мертвый) шар, или возвращается к температуре остального тела, нет, чем холоднее была вода и чем дольше она влияла на здоровую кожу руки, тем воспаленнее и горячее становится рука. Поэтому лекарство, имеющее действие, противоположное симптомам болезни, изменит эти симптомы лишь на очень короткое время10 и очень скоро должно поддаться скрытому в живом теле антагонизму, который производит обратное состояние, т. е. состояние прямо противоположное тому временному обманчивому состоянию здоровья, какое получилось от паллиатива; состояние, соответствующее первоначальной болезни и составляющее прибавление к возвратившемуся неискорененному первоначальному расстройству и, следовательно, представляющее усиленную степень первоначальной болезни. Итак, болезнь непременно ожесточается после того как паллиатив, лекарство, действующее противоположным способом, истощило свое влияние11. В хронических болезнях, настоящем пробном камне врачебного искусства, вред противоположно действующего лекарства (паллиатива) проявляется с особенной силой, так как, чтобы получить от него его обманчивое действие (лишь кратковременное подобие здоровья), приходится назначать это средство все в бóльших и бóльших дозах, часто очень опасных для жизни, а иногда даже смертельных12. Следовательно, для получения действительно благотворного результата остается только третий способ, а именно: назначать в каждом случае такое средство, которое само по себе склонно вызвать в организме искусственную болезнь, подобную (гомеопатичную), лучше очень подобную данному случаю болезни. Что такой способ употребления лекарств есть, и необходимо должен быть, единственный лучший способ, может быть легко доказано рассуждением и было уже подтверждено как результатами, полученными врачами, практиковавшими согласно моему учению, так и повседневным опытом13. Поэтому нетрудно познать те законы природы, на основании которых совершается и необходимо должно совершаться настоящее излечение болезней — гомеопатическое. Первый из этих несомненных законов природы следующий: впечатлительность живого организма к естественным болезням несравненно слабее, чем к лекарственным болезням. Множество порождающих болезнь причин ежедневно и ежечасно влияют на нас, но они не в силах расстроить равновесие здоровья или сделать здорового больным; жизнедеятельная сила внутри нас обыкновенно противодействует им, и человек остается здоровым. Мы заболеваем только в том случае, когда эти внешние вредные влияния очень сильны, и мы особенно подвержены им, но даже и в таком случае мы заболеваем серьезно лишь тогда, когда в нашем организме есть особенно впечатлительная, слабая сторона (предрасположение), делающая нас более склонными заболеть от существующей болезнетворной (простой или сложной) причины. Если бы враждебные физические и психические силы в природе, называемые болезнетворными влияниями, обладали безусловной способностью расстраивать здоровье человека, то, будучи рассеяны повсюду, они не оставили бы никого здоровым; все были бы больны, и мы не имели бы понятия о здоровье. Но так как болезнь в сущности лишь исключительное состояние человеческого здоровья, и чтобы вызвать ее, необходимо соединение стольких условий и состояний как в отношении к болезнетворным силам, так и в отношении к индивидууму, на которого эти болезнетворные силы должны действовать, то следует, что подобные вредоносные причины так мало влияют на индивидуума, что они никогда не могут безусловно причинить ему болезнь, и что человеческий организм способен болезненно расстроиться лишь вследствие особенного предрасположения. Совсем не то бывает при искусственных динамических силах, называемых нами лекарствами. Всякое настоящее лекарство действует всегда и при всех обстоятельствах на каждый живой организм и возбуждает в нем свойственные ему симптомы, так что очевидно, всякий живой человеческий организм должен неизбежно подвергаться лекарственной болезни и как бы заражаться, что, как хорошо известно, не случается при естественных болезнях14. Опыт бесспорно доказывает, что человеческий организм гораздо более склонен подчиняться влиянию лекарственных сил и расстраиваться от них, чем влиянию вредоносных и заразных миазмов, или, что то же самое, что лекарственные силы обладают абсолютной способностью расстраивать человеческое здоровье, тогда как болезнетворные агенты обладают лишь весьма условной способностью, под которой первые могут оказать господствующее влияние. Этому-то обстоятельству мы и обязаны тем, что лекарства способны вылечивать болезни (т. е. мы видим, что болезнь может быть искоренена в больном организме, если он будет подвергнут посредством лекарства соответствующему изменению). Но для того чтобы получить излечение, необходимо следовать и второму естественному закону, по которому сильнейшая динамическая болезнь прочно уничтожает в живом организме слабейшую, если первая подобна последней. Динамическое видоизменение здоровья, ожидаемое от лекарства, как я, кажется, уже доказал, не должно по роду своему различаться от болезненного расстройства, т. е. быть по отношению к нему аллопатическим, дабы, как это часто случается на практике, не последовало еще большего расстройства; ни быть противоположным ему, дабы после паллиативного, обманчивого улучшения не наступило неизбежного ожесточения первоначальной болезни. Необходимо, чтобы наблюдениями было доказано, что лекарство обладает склонностью само по себе вызывать состояние здоровья, подобное болезни (что оно способно возбуждать подобные симптомы в здоровом организме), и тогда оно будет прочно излечивающим средством. Так как динамические расстройства организма (вызванные болезнью или лекарством) познаются лишь по видоизмененному отправлению и ощущению, то, следовательно, сходство его динамических расстройств может выразиться лишь в сходстве симптомов. Но так как организм, который гораздо скорее расстраивается от лекарства, чем от болезни, должен больше поддаваться лекарственной болезни, т. е. должен быть более склонен воспринимать всякие лекарства и расстраиваться от него скорее, чем от подобной же естественной болезни, то из этого неопровержимо следует, что он будет избавлен от естественного болезненного расстройства, если мы подвергнем его действию лекарства, которое хотя и различается по своей природе от болезни15, тем не менее очень сходно с нею по вызываемым симптомам, т. е. гомеопатично ей, потому что организм как живая индивидуальная единица не может одновременно воспринять два подобных одно другому динамических расстройства без того, чтобы слабейшее из них не подчинилось подобному ему сильнейшему. Следовательно, так как организм склонен сильнее расстраиваться от лекарственного действия, то другое действие, подобное ему, но слабейшее, т. е. естественная болезнь, должно по необходимости уступить ему, и этим путем организм излечивается от болезни. Не следует воображать, что если мы к существующему в живом организме расстройству прибавим посредством дозы гомеопатического лекарства новое подобное же расстройство, то организм от этого расстроится сильнее, т. е. к его страданиям прибавятся новые, подобно тому как оловянная тарелка, на которую уже давит железная тяжесть, испытывает еще большее давление, если мы прибавим к тяжести камень, или как кусок меди, разгоряченный трением, должен сделаться еще горячее, если мы будем поливать его водой более высокой температуры. Нет, наш живой организм не действует пассивно, он не подчиняется законам, управляющим мертвой материей; он воздействует посредством жизненного антагонизма так, чтобы поддаться болезненному расстройству, как индивидуальное живое целое, и допустит это расстройство уничтожиться в нем, когда более сильное расстройство подобного же рода, вызванное гомеопатическим лекарством, овладевает им. Наш живой человеческий организм есть духовно воздействующее существо, которое с автоматической силой изгоняет из себя более слабое расстройство (болезнь), коль скоро бóльшая сила гомеопатического лекарства вызывает в нем другое, но очень подобное расстройство; другими словами, существо, которое по причине единства своей жизни не может одновременно страдать от двух схожих общих расстройств и должно изгнать первоначальное динамическое расстройство (болезнь), если на него действует вторая динамическая сила (лекарство), более способная расстроить его и по своему влиянию на состояние здоровья (по своим симптомам) очень похожая на первую. Нечто подобное мы встречаем и в душевном состоянии человека16. Человеческий организм (как я указал выше) даже в состоянии здоровья сильнее подчиняется влиянию лекарства, чем болезни; находясь же в состоянии болезни, он несравненно больше поддается влиянию гомеопатического лекарства, чем какого-либо другого, и действительно он в высшей степени чувствителен. Будучи уже расположен болезнью к известным симптомам, он должен быть более восприимчив к видоизменяющему влиянию подобных же симптомов (посредством гомеопатического лекарства) точно так, как душевные расстройства делают душу очень чувствительной к подобным же душевным движениям. Потому-то лишь самая малая доза необходима и полезна для излечения, т. е. для обращения больного организма в подобную лекарственную болезнь; бóльшая доза не нужна, потому что духовная сила лекарства в данном случае достигает цели не количеством, а потенциальностью и качеством (динамическая пригодность); бóльшая доза не только не полезна, но даже вредна, потому что, с одной стороны, она не вернее динамически побеждает болезнь, чем наименьшая доза самого пригодного лекарства, и с другой стороны, вызывает сложное лекарственное расстройство, которое, хотя и проходит через известное время, тем не менее все-таки болезнь. Итак, на организм сильно действует даже очень малая доза лекарственного вещества, которое своей способностью вызвать подобные симптомы может пересилить и уничтожить совокупность симптомов болезни и, как я уже сказал, организм освобождается от болезни в тот самый момент, как заболевает лекарственной болезнью, которая гораздо более способна видоизменить его. Но так как лекарственные силы сами по себе даже в бóльших дозах только в течение нескольких дней подчиняют здоровый организм, то легко понять, что малая доза, а в острых болезнях очень малая доза (необходимая при гомеопатическом лечении) может влиять на организм лишь короткое время; самые малые дозы в острых болезнях влияют лишь в течение нескольких часов; затем лекарственное расстройство, заместившее болезнь, незаметно и очень быстро переходит в полное здоровье. В прочном излечении болезней живых организмов посредством лекарств природа, по-видимому, никогда не уклоняется от этих ее явных законов, и, если можно так выразиться, действует с математической точностью. Не существует случая динамической болезни (исключая предсмертной борьбы, старости, если можно ее считать болезнью, и разрушения какого-либо необходимого органа), симптомы которой с большим подобием проявляются в положительном действии лекарства, которая не могла бы быть быстро и прочно излечена этим лекарством. Больной индивидуум не может быть освобожден от своей болезни легче, быстрее, вернее, надежнее и прочнее никаким другим способом лечения17, кроме лечения гомеопатическим лекарством в малых дозах. ПРИМЕЧАНИЯ1 Эта статья, написанная Ганеманом еще в 1813 году, почти три года после издания "Органона", и имевшая целью популярное изложение его системы, и в настоящее время заслуживает прочтения, так как в существенных пунктах гомеопатическая система и поныне остается такой же, какой она была в то время, когда Ганеман после 17-летнего ревностного изучения и тщательного опыта окончательно выработал ее. Только в практике гомеопатия с тех пор сделала громадный шаг вперед благодаря трудам Ганемана и его учеников, пополнивших лекарствоведение и увеличивших число средств, которыми она пользуется. — Прим. ред. |