Д-р Антуан Небель (Швейцария) |
|
К истории изопатии |
|
Врач-гомеопат, 1901, 9, стр. 333–345 |
Небель Антуан (1870—1954) — известный швейцарский гомеопат, практиковавший в Лозанне, создатель теории "дренирования" и "дренажных лекарств" в гомеопатии. Гомеопатия приобрела могущественного союзника в бактериологических исследованиях последних двух десятилетий. Но мы не сумели окончательно привлечь этого союзника в наш лагерь и предоставили ему бороться одному и занять самые лучшие позиции. Теперь же, когда один из самых выдающихся борцов в лагере нашего союзника стал под наше знамя, а именно Behring, называющий изопатию единственно рациональной причинной терапией, мы обязаны снова овладеть той областью, в которой гомеопаты так плодотворно работали в тридцатые годы, во всеоружии всех тех средств, которые дает нам современная наука. Какие средства, какой план, какого рода культура требуется лучше всего, будет видно из истории изопатии со времени Hering’a, давшего первый толчок (в 1828 году), до наших дней. Mossa в 1890 году дал краткий обзор изопатии в Allgemeine homoeopathische Zeitung, но, по моему мнению, он слишком придерживался Kleinert’а и недостаточно изучил источники. Но и мое изложение не претендует на точность и совершенство. Научным основателем изопатии является Constantin Hering. Первое упоминание о ней находится в Archiv’е von Stapf’a, том 10, тетрадь II, стр. 24. Дополнительные сведения о яде змей, сообщение д-ра Соnstantin Hering из Парамарибо д-ру Stapf’у Опыт доказывает, что жизнь не может противостоять слюне змей или бешеной собаки,
привитой укусом, также как и миазмам; она обыкновенно побеждается ими, но при проникновении яда
через рот жизнь сильно реагирует. По Ганеману: лекарственные болезни — вызванные
дозированными ядами — сильнее теллурических и миазматических... Затем Hering обещает опыты над псорином и продолжает: Если я вышесказанным слишком удалился в область мечтаний, как это многим
покажется, то я, во всяком случае, в ней не останусь. Это было нечто вроде прогулки на воздушном
шаре для обозрения горной местности, в которую затем следует отправиться пешком. Такое путешествие
могло бы принести некоторую пользу; повредить она, во всяком случае, не может. После такой поездки
я опять вернулся на твердую землю и извиняюсь, если я в самом деле видел только облака, а голубой
дым принял за голубые горы. В своих письмах к Stapf’у (Archiv 14. II) Hering обращает внимание на употребление коффеа круда и табакум 30 при расстройствах от чрезмерного употребления кофе и курения; затем он приводит свои наблюдения над псорином и прибавляет, что во-первых, все твердые и жидкие составные части человеческого тела, которые до
сих пор подвергались потенцированию, оказывают удивительное действие; это действие только в
незначительной степени объясняется химическим составом их; кроме того, их действие главным образом
проявляется на тех органах, из которых они взяты (опотерапия); автор предлагает другим врачам испытать фтизит при язвенной легочной чахотке и аскаридин при глистах у детей, для того чтобы сравнить результаты, так как эти средства оказали в его руках прекрасное действие; следует остерегаться давать эти средства в слишком сильных дозах, или делать
разведения больше чем с одной каплей или давать их в низких разведениях. Ухудшения в этих случаях
всегда возможны; Вскоре после этого появилась Изопатия заразных болезней д-ра Lux’а, ветеринарного врача в Лейпциге (1833), под следующим титулом: Изопатия заразных болезней,
или Все заразные болезни носят в своем собственном заразном веществе средство к исцелению от них. Предлагается корифеям гомеопатии для строгого исследования. Д-ра J. J. W. Lux (Лейпциг 1833, издано Ch. E. Kollmann). Г-н Valentin Zsibrik из Szarvaskend, помещик из Raaber Komitat (Венгрия), письменно потребовал от меня 11 декабря 1831 года гомеопатических лекарств против чумы
рогатого скота и сибирской язвы. В своем ответе от 23 того же месяца я заметил ему, что хотя в
гомеопатии нет еще средств против этих болезней, я ему открою секрет природы (высший принцип
лечебной науки) для излечения этих болезней, чтобы оправдать его доверие ко мне; этот секрет
состоит в следующем: "Все заразные болезни носят в своем заражающем веществе средство к их
исцелению". Далее он советует потенцировать коровью оспу, чесотку, носовую слизь и гной сапных лошадей, сибирскую язву, сифилитический шанкр, контагий водобоязни, лимфу чумного бубона, контагий холеры; одним словом, потенцировать каждый контагий и употреблять его как гомеопатическое лекарство, "тогда мы сумеем подчинить се6е все заразные болезни". На 13–й странице он передает случай излечения сапа маллеином 30 и предостерегает от слишком низких разведений изопатических средств. На странице 15-й он указывает на излечение лекарственных болезней высокоразведенными дозами того же лекарства, что упоминалось уже у Hering’a. Вокруг этой маленькой работы и ее автора образовалась целая легенда: Lux всюду считается основателем изопатии, но это неверно. Чем чаще читаешь эту работу, тем больше соглашаешься со строгой критикой Hering’а (Das Schlangengift als Heimittel. Archiv f. Hom. Heilkunst 15. I): Так как вообще не существует полного тождества, то само название изопатии ничего
не обозначает и все предприятие лишнее, особенно если данные так бессвязно изложены, как в
вышеназванной работе. В ней смешаны три разные вещи. Хотя мы и отрицаем творческую деятельность Lux’а, но его смело брошенная работа дала толчок тому направлению, которое сильно занимало гомеопатов в сороковые годы. Работа же Hering’а, кромe W. Gross’а, не нашла достаточного отклика. Сам Gross возвестил о работа Lux’а следующими словами (Allg. hom. Zeit. т. 2, стр. 70): Эта работа способна дать новое направление изысканиям гомеопатов. Заслуженный
автор устанавливает следующий основной принцип лечения: "Aequalia aequalibus
curantur". Д-р Baetgendorf (Allg. hom. Zeit. т. II, стр. 149) публикует первые свои наблюдения над потенцированной коровьей оспой и приглашает коллег последовать этому примеру. На стр. 181 он сообщает свои наблюдения над морбиллином при кори под названием "К вопросу об изопатии". Вскоре после появления этой работы разгорелся спор о simile и aequale. Так J. Bamberger (Allg. hom. Zeit. т. II, стр. 156) пишет в статье Homopathie oder Homoeopathie? Я не могу согласиться с недавно установленным принципом aequalia aequalibus и полагаю, что он совершенно несогласен с основами здравой философии, что легко объяснимо. Чрезвычайно важные наблюдения, особенно над псорином, видимо подтверждающие этот принцип, нисколько не колеблют, по моему мнению, ганемановского основного положения: similia similibus. Разве мыслимо излечить оспенного больного его собственным оспенным ядом? Едва ли. Если же его можно излечить оспенным ядом от другого организма, то разве это можно назвать aequale? Разве тут не вернее simile? Hk. на стр. 24 Allg. hom. Zeit. т. 3 говорит следующее: Своеобразное приготовление лекарственных веществ по законам гомеопатии, так
называемое потенцирование, до того видоизменяет их, что эти потенцированные вещества относятся к
своим прежде абсолютно тождественным как оба электричества, противопоставленные друг другу на своих
полюсах. По происхождению они хотя тождественны, но благодаря потенцированию они стали только
относительно тождественными. Так что нельзя установить как основной принцип aequaliа aequalibus curantur, потому что он не может быть обоснован общими законами природы, ибо излечения потенцированными продуктами основаны не на этом принципе, а на принципе similia similibus, и потенцированное относится к непотенцированному как абсолютное к относительному. Из вышесказанного следует, что нельзя основывать изопатии как системы, даже нет изопатии контагиев, но все-таки сделано следующее важное открытие: заразные болезни излечиваются быстрые всего потенцированными тождественными продуктами; это только усовершенствование гомеопатии, этим положением опровергаются также доказательства ветеринара Lux'а в пользу изопатии. Если бы положение aequalia aequalibus было обосновано, как бы могли появляться лекарственные болезни? Затем он порицает Lux’a, что тот ни одним словом не упомянул интересной работы Неring’а, что во всяком случае странно. Kretschmar (Allg. hom. Zeit. т. III, стр. 27) верно критикует изопатию и доказывает, что изопатические излечения были в сущности гомеопатические: Если даже потенцированное заразное вещество излечивает свою собственную болезнь,
то оно делает это как simile, а не как aequale. Если бы потенцированное заразное
вещество осталось aequale, оно должно было бы заражать, чего оно не в состоянии делать,
или по крайней мере неизмененное заразное вещество, в большом количестве проглатываемое во время
болезни, как при сапе у лошадей и быков, должно было бы излечить эту болезнь, но оно этого также не
может сделать. Очень определенно высказывается Jahr (Allg. hom. Zeit. т. III, стр. 130): Даже допуская, что все излечения, приведенные изопатами, гомеопатические, т. е. получились благодаря действию тождественных (одинаковых) веществ, они тем не менее остаются гомеопатическими, как два равных треугольника постоянно будут подобными. Но не все гомеопатические излечения будут гомеопатическими, как и два подобных треугольника не всегда равны. Понятие о гомеопатии как высшее, широкое, заключает в себе и понятие о изопатии как низшее, более узкое, и все что относится к этому последнему, относится также к первому, а не наоборот, по обычным правилам логики... Отношение найденного принципа aequalia aequalibus к основному принципу гомеопатии можно сформулировать следующим образом: миазматические болезненные продукты, как и все болезнетворные вещества в достаточном разведении, применяемые по основному принципу similia similibus, дают целебные средства, превосходящие своей силой все средства, известные до сих пор; эти средства нередко также полезны в болезнях, вызванных ими же, но и в этих случаях они должны применяться только при определенном и точном сходстве симптомов. Д-р Rummel вполне присоединяется к мнению д-ра Jahr’а: Similia similibus — высший основной принцип преобразованной лечебной науки, он включает и понятие об aequale, а также все specifica старой школы, имеющие отдаленное сходство с болезнью. Сам Ганеман высказался относительно изопатии в Органоне (5–е изд.): Некоторые желают создать четвертый род употребления лекарств во время болезни, так называемую изопатию, миазмами вызванную болезнь лечить теми же миазмами. Допустим даже, что это возможно, то излечение все же получилось бы от simile, так как лекарство обыкновенно дается больному в потенцированном виде. Сам Ганеман делал изопатические опыты и получал хорошие результаты. Gross, затронутый Ганеманом в Органоне, исправил и точно определил свое отношение к изопатии (Allg. hom. Zeit.): Если я выразился несоответственным образом о гомеопатии, то во всяком случае я не покушался на основной принцип гомеопатии, и я заявляю самым определенным образом, что слова similia similibus, simillima simillimis, aequalia aequalibus, гомеопатия и изопатия в моих глазах только различные определения одного и того же высшего лечебного принципа, и последние определения не только не собираются опровергнуть или ограничить ганемановскую теорию, но скорее способны оказать ей поддержку, Изопатия есть только дальнейшее расширение и усовершенствование гомеопатии, но без этой последней мы никогда не дошли бы до первой. Stapf (Archiv т. XIV, стр. 114) считает открытие изопатии важным приобретением для гомеопатического лечения, усилением simile в simillimum. Но по отношению к тому расширению, которое Lux хотел дать ей введением в терапии всяких отбросов, он рекомендует осторожность и предлагает давать больному в потенцированном виде его собственные отбросы (аутоизопатия). Rummel (Rüсkblick auf die Geschichte der Homoeopathie im letzten Jahrzehnt, Archiv 18) дает краткое беcпристрастное изложение хода развития изопатии и рекомендует не выбрасывать полезных сведений изопатии вместе с ее недостатками. Thorer и М. Müller также высказываются за то, что изопатические излечения совершались по закону similia similibus. Arnold (Нуgea т. I, стр. 222) называет изопатии дочерью гомеопатии, но осуждает ее разращения и называет их новой Paulinische Dreckapotheke. Griesselich и Schrön, его партизаны, которые вначале одобрили изопатию (Griesselich сам часто употреблял псорин), затем осудили изопатию в своем "открытом признании" (Hygea т. III, стр. 327): ...Так называемая изопатия, которая в последнее время хотела выдвинуться, есть ничто иное, как смесь путаницы и безвкусной аналогии, содержащая немного истины, и то плохо понятой. В одном из выводов говорится: Особенно об этом распространяться мы считаем излишним; такая несвоевременная вещь, которая выдвинулась только благодаря своей бойкости, едва достойна освещения, она в этом нуждается менее сама по себе, чем для предупреждения коллег от смелой глупости и страшного бессилия. Действительные факты, которые лежат в основе выдуманной изопатии, очень немногочисленны и подходят под принцип гомеопатии. Этот отзыв окончательно решил судьбу изопатии. Griesselich и Schrön были на вершине своего могущества. Особенно первого боялись как искусного сатирика и памфлетиста, и на что он нападал, к этому
никто не имел мужества открыто присоединиться, и когда защитники той теории снова осмелились
поднять голову и напасть на Griesselich’a, как-то: Gross, Rummel, Müller, Muhlebein, Attomir, Noack, Wolf, Weber и другие, перемирие было установлено благодаря стараниям Rau и Wolf, а изопатия была похоронена по молчаливому согласию. Псорин и антрацин, которые дали xopoшиe результаты на животных и людях, удержались на своем месте
благодаря опытам Weber’а. Псорин и гидрофобин были точно испытаны
на людях (Hering и Gross). Д-р Weber первый опубликовал свои опыты над антрацином в 1835 в Allg. hom. Zeit. Еще более полная работа
появилась у Reclam в 1836 году под названием "Сибирская язва, верный способ лечения
ее". Эта самая ценная монография по изопатическим средствам. О том же писал Dufresne в Bibliothéque homoéopathique de Genève в 1837 г. Сам Lux крайне неловко защищал свою систему. Его издание Zooiasis, основанное с целью защиты
изопатии, закрылось после третьего выпуска. |