Д-р Клеменс Мария фон Беннингхаузен (Германия)

Клеменс Мария фон Беннингхаузен

Афоризмы Гиппократа с примечаниями гомеопата

Лейпциг, 1863


Перевод Натальи Миловановой (Санкт-Петербург)

— 29 —

5. При скудной диете больные допускают погрешности в ней и через это еще более получают вреда, ибо всякая ошибка, допускаемая в этом случае, делается гораздо более тяжелой при диете скудной, чем при несколько более питательной. Поэтому даже для людей здоровых бывает опасна весьма скудная, вымеренная и точная диета, потому что они труднее переносят допускаемые здесь погрешности. Итак, в силу этого скудная и точная диета в большинстве случаев менее надежна, чем несколько более полная и питательная.

Этот афоризм фактически является продолжением предыдущего, но расширяет предписания, данные в нем для больных, применяя их и к здоровым. Данные теории не являются исключительной собственностью какой-либо одной школы, как аллопатия, так и гомеопатия должны признать их как единственно правильное мнение по этому вопросу. Движение и свежий воздух, независимо от температуры


     тем чаще мы сталкивается с мистическими и суеверными обычаями. Когда они впоследствии должны были исчезнуть под влиянием более преуспевающей культуры, их место заняла диетология, которой ранее все пренебрегали. Но и она преступала границы дозволенного, потому что ее применяли и в тех случаях, когда лекарство не могло справиться с болезнью. Чем больше формальностей и постороннего, тем меньше науки! Подобного не встречается в гомеопатии, она отвергает любые иллюзии, избегает излишних ограничений и настаивает исключительно на том, чтобы ничто не препятствовало воздействию ее лекарств.
     Несомненно, намного сложнее будет тем людям, которые не могут предложить ничего особенного, которые всегда ошибаются, признают чужие заслуги и отказываются от собственных достижений. Спокойному наблюдению они предпочитают громкие комментарии шутника перед непосвященными слушателями, которые не выражают ничего, кроме их невежества. Это лишь игра слов и идей, которые смешны, но не высмеивают никого, кроме их автора". Йохман, "Письма исцеленного гомеопатией", стр. 9.

— 30 —

и любых погодных условий, являются необходимыми жизненными потребностями, без которых организм не может долгое время находиться в здоровом состоянии. То же самое можно сказать и о процессе питания. Постоянно употребляя однообразную, мягкую и легкоусвояемую пищу, человек не может всегда иметь безмятежно крепкое здоровье; это все равно что постоянно проводить время в запертой комнате, прячась при этом от любого сквозняка и избегая перепадов температуры и физических нагрузок48. Все это уже повсеместно известно и подтверждено опытом, поэтому нам представляется, что далее не требуется рассуждать об этом. Можно только напомнить, что необходимо избегать чрезмерности как в одном, так и в другом направлении49.

Однако здесь будет уместно вспомнить об одной распространенной привычке, которая чаще всего встречается у женщин из знатных сословий, когда они не только соблюдают привычную умеренную диету, но и применяют при этом всевозможные лекарства для улучшения пищеварения или для очищения кишечника50. Сказанное ранее доказывает, насколько неправилен этот метод, но последствия от него всегда будут тем вреднее и сильнее, чем чаще и активнее будут происходить такие лекарственные вмешательства в организм и оказывать свое влияние на жизненную силу.


48 Если из-за образа жизни или обстоятельств человек недостаточно двигается, то ему можно посоветовать занятия танцами, только при этом необходимо соблюдать чувство меры, а также избегать перегревов, охлаждений, холодных напитков и т. д. Об этом можно прочесть у J. L. Dorer de saltatione sanitatem conservante, morbos inducente, indicante, curante (лат. Ж. Л. Доре. О танце, сохраняющем здоровье, удаляющем болезни, указывающем, излечивающем. — Прим. перев.). Argent. 1762.
49 "Человек, который постоянно пребывает в состоянии покоя, бережно к себе относится и считает, что это полезно для здоровья, подобен тому, кто не говорит и не смотрит, чтобы не навредить голосу и глазам". Плутарх, "Моралии" II, 42.
50 Cavendum, ne in seсunda valetudine adversa praesidia consumantur. Celsus, I, 1 (лат. Необходимо с осторожностью принимать лекарственные средства, чтобы не навредить здоровью. Цельс. — Прим. перев.).

— 31 —

В итоге может развиться лекарственная болезнь, которая отличается от обычной только тем, что она продолжительней и ее труднее вылечить51.

6. Но в сильнейших болезнях нужны и средства сильнейшие, точно применяемые.

Этот афоризм Гиппократа — один из тех, которые, возможно, часто истолковываются неправильно, но которые безусловно стали причиной многих несчастий и привели к многочисленным жертвам. Поэтому толкователь, как и комментатор, обязан провести исследование и определить, кого здесь следует винить: высокий авторитет Гиппократа или неудачное или неправильное применение этого афоризма на практике52.

Вначале необходимо понять, чтó Гиппократ называл сильнейшими средствами: лекарства, которые относятся к самым опасным ядам, или, возможно, только эффективные методы, к которым сегодня, например, причисляются строгие противовоспалительные меры, с соблюдением самых строгих


51 Слишком часто можно наблюдать ситуации, когда врачи проявляют не в меру много снисходительности и любезности по отношению к своим пациентам (как это рекомендовано в ἐπιδημιῶν το ἑκτον [V, 7], также за это Плиний восхваляет Асклепиада [XXVI, 3]) и позволяют им всяческие удовольствия и вольности, что либо полностью нарушает, либо изменяет действие лекарств.
52 В "Гигее", 5, мы находим следующее утверждение проф. д-ра Вебера: медицина — это не точная, а свободная наука; она не является неопровержимой, а основывается на вероятности; она не является совершенной, а основывается на опыте; это не только наука, это также искусство; это не законченная наука, а всегда находящаяся в становлении.

— 32 —

диетических рекомендаций для того времени? Чтобы при ответе на этот вопрос чересчур не углубляться в область филологии, мы воспользуемся правом простого толкователя и ответим на первую часть вопроса решительным "да"! Мы лишь добавим, что считаем себя вправе рассматривать любое уклончивое толкование в отношении второй части вышеуказанного вопроса как ложное предположение и неверное толкование. Правильность этого суждения доказывают труды самого Гиппократа и его самых известных комментаторов, которые точнейшим образом подтверждают это и развеивают все сомнения. Чтобы не перегружать эти толкования цитатами, мы приведем здесь только несколько примеров: Гиппократ (Loc. in Hom. XXXVI, 14 и LV, 7–11), Цельс (II, 2) и его знаменитое изречение "Melius est anceps periculum experiri, quam nullum" (лат. Лучше рискнуть, чем не делать ничего. — Прим. авт. сайта). Далее высказывание Галена "Juvare cum periculo!" (лат. Помогай, несмотря на опасность. — Прим. перев.), и у Цицерона в "Об обязанностях", гл. XXIV.

Ввиду этих недвусмысленных высказываний о значении "сильнейших лекарств" Гиппократа нам представляется недопустимым вместе с другими новыми комментаторами полагать, что речь здесь идет о чем-то другом, главным образом о диете.

Даже в наше время, когда мы имеем широкий ассортимент лекарств и его уже нельзя сравнить с тем, какой был во времена Гиппократа, встречается много случаев, когда врач при лечении критических состояний прибегает к крайним средствам, чтобы не быть сторонним наблюдателем, как это советовал Гален в процитированном отрывке. То обстоятельство, что этот афоризм находится среди тех, в которых речь идет о диете, могло бы оправдать эту интерпретацию, однако такие нарушения логического порядка встречаются часто, и это необходимо принимать во внимание.

— 33 —

Если мы собираемся и далее размышлять над вопросом о том, какие лекарства Гиппократ относил к сильнейшим, то нужно учесть, что в то время из лекарств, которые мы сейчас называем нашими героическими средствами*, были известны и применялись лишь немногие. Из наших самых важных металлов тогда имелись только свинец, медь, железо и мышьяк, но и они применялись лишь наружно. Лекарства тогда были в основном из растительного царства, но сильнейшие, такие как, например, Aconitum napellus, Digitalis purpurea, Nux vomica, Pulsatilla pratensis, Datura Stramonium, Nicotiana, Sabadilla, Rhus toxicodendron, Bryonia alba и другие не встречаются среди них. Предположения об Opium (по "Одиссее", IV, 222) можно также обоснованно подвергнуть сомнению. Поэтому есть все основания полагать, что, говоря о сильнейших средствах, Гиппократ имел в виду размер и частоту повторения лекарственных доз, которую в критических случаях учащали до определеного уровня, но так, чтобы не пересечь границу, за которой наступало смертельное отравление53.

Суть этого метода состоит в том, чтобы за счет увеличения количества и частоты приема лекарств усилить их воздействие и тем самым излечить самые тяжелые болезни. В этом и заключается одно из самых важных различий между гомеопатией и аллопатией. Теория и опыт подтверждают,


53 Несмготря на то, что сегодня корифеи медицинский науки воображают, что достигли в ней значительного уровня, вряд ли среди них найдется хотя бы один, кто подобно Асклепиаду был бы настолько уверен в успехе своего дела, что назвал бы себя плохим врачом, если бы заболел сам. И действительно, как сообщает история (Плиний VII, 37), он никогда не болел и умер от падения с лестницы. А сегодня каждый врач, заболев, ищет совета и помощи у другого врача.
* Лекарства (слабительные, рвотные, вызывающие потение) и методы (кровопускание) периода т. н. героической медицины (около 1780 — середина XIX в.), направленные на ликвидацию воображаемого "гуморального дисбаланса" в организме. — Прим. авт. сайта.

— 34 —

что излечение болезни может быть достигнуто только посредством соответствующей стимуляции и поддержки жизненной силы, и что если используемое средство полностью подходит, его достаточно в самых малых дозах, чтобы вызвать необходимую реакцию. Любой избыток может только помешать, поэтому гомеопат выбирает тем меньшие дозы, чем больше страдает пациент, и повторяет их только тогда, когда при неизменных признаках эффект недостаточен или слишком быстро ослабевает54.

При таких обстоятельствах мы считаем, что лучше не надеяться на случай и не подвергать риску здоровье и жизнь своих пациентов, при этом объявляя себя учеником Гиппократа. Ведь врач в большинстве случаев может достигнуть результата с помощью точных и безопасных методов, благоразумно следуя нашему учению и опыту55.

Но в то же время мы должны помнить, что Гиппократ был одним из первых,


54 Об опасности лекарств знали уже в древнейшие времена. Так об этом говорит Цельс (V, предисл.): Horum (medicamentorum) autem usum ex magna parte Asklepiades non sine causa sustulit; et, cum omnia fere medicamenta stomachum laedant, malique succi sint, ad ipsius victus rationem potius omnem curam suam transtulit. Verum, ut illud in plerisque morbis utilius est, siс multa admodum corporibus nostris inсidere consuerunt, quae sine medicamentis ad sanitatem pervenire non possunt (лат. Асклепиад не без причины исключил из употребления бóльшую часть лекарств, так как почти все они вредят желудку и имеют плохой вкус, и все внимание он перенес на образ жизни больного. Но в наши тела попадает также много веществ, которые не позволяют достичь выздоровления без применения лекарств. — Прим. перев.). И все же любой врач знает, что с давних времен по сей день прилагалось мало усилий и проводилось мало опытов, чтобы установить, какого количества этих вредных веществ будет достаточно, чтобы не навредить организму и при этом излечить болезнь.
55 Le théoricien doit procéder selon la logique, et le praticien doit se guider surtout par lobservation. Au moyen de ce singulier expédient ou de cette fiction on a pu conserver pendant des siécles des théories fausses, une science mentuese, sans trop égarer la pratique; le médecin a pu déraissoner sans nuir beaucoup à son malade, sans se priver des lumieres de l'expérience. Renouard, hist. de la med. II. 513 (франц. Теоретик должен действовать согласно логике, а практик должен в первую очередь руководствоваться опытом. Благодаря такому подходу в науке веками сохранялись заблуждения и ложные теории, при этом не слишком мешая врачам лечить. Врач мог нести чушь, не вредя пациентам, поскольку не лишал себя света опыта. Ренуар. — Прим. авт. сайта).

—35 —

кто встал на путь природного врачевания, и, несомненно, некоторые ошибки при этом были неизбежны. Его ученики и последователи вместо того, чтобы следовать этим ошибкам, должны распознавать их и исправлять56. Современных безрассудных врачей нельзя извинить, как Гиппократа, за его метод, который необходимо признать нерациональным. И совершенно справедливо, что сегодня все ответственные врачи отрицают правильность и надежность этого лжеучения, стараются исправить это опасное утверждение и придать ему другое значение с помощью более корректной интерпретации57.

7. Там, где болезнь очень острая, она тотчас причиняет крайние страдания, и вот тогда-то необходимо употреблять строжайшую диету. Где же этого нет и болезнь позволяет питаться несколько больше, дóлжно отступать от строгой диеты настолько, насколько болезнь будет более свободной от крайностей.


56 "Примеры знаменитого врача из Коса и эмпирической школы, — как говорит Шпренгель в заключении I. B. в 'Истории медицины', — уже в то раннее время учат нас тому, как нужно использовать медицинские знания, чтобы действительно достичь своей цели. Наставляя и предостерегая, история прошлых тысячелетий обращается к нам. Но лишь немногие слышат этот призыв и немногие ему следуют!"
57 О разногласиях во мнениях врачей высказывается также и Плиний (24. 5): Hinc illae circa aegros miserae sententiarum concertationes, nullo idem censente, ne videatur accessio alterius. Hinc illa infelicis monumenti inscriptio: turba se medicorum perisse. Mutatur ars quotidie toties interpolis, et ingeniorum Graeciae flatu impellimur. Palamque est, ut quisque inter istos loquendo polleat, imperatorem illico vitae nostrae necisque fieri:seu vero non millia gentium sine medicis degunt, nee tarnen sine Medicina: sicut populus Romanus ultra sexcentesimum annum, neeipse in aeeipiendis artibus lentus, Medicinae vero etiam avidus, donec expevtam damnavit. (лат. Поэтому проводились производящие такое впечатление консилиумы около больных, где ни один врач не хотел уступить другому, чтобы не признавать его правоту. Оттого часто на памятниках встречалась такая надпись: погиб от разногласия врачей. Любой грек, овладевший искусством красноречия, может распоряжаться нашей жизнью и смертью. Сегодня тысячи людей не могут жить без врачей и лекарств, но именно так жили римляне более шестиста лет. И сегодня многие желают появления новых лекарств, пока опыт не заставит их усомниться в разумности этого. — Прим. перев.).

—36 —

8. Когда болезнь достигает наивысшей точки, необходимо назначать самую строгую диету.

9. Следует также рассчитать в отношении больного, в силах ли он при своей диете выдержать высшую точку болезни, и прежде ли он ослабеет и не выдержит при своей диете, или прежде уступит и ослабеет болезнь.

10. Итак, тех больных, у которых незамедлительно наступает наивысшая точка (акме) болезни, надо сразу же кормить скудно; у тех же, у которых эта наивысшая точка еще впереди, дóлжно уменьшать пищу только приблизительно к тому времени или несколько раньше этого времени, а перед этим дóлжно питать обильнее, чтобы больной мог выдержать болезнь.

11. Во время пароксизмов необходимо уменьшать пищу, ибо тогда предлагать ее вредно. А также, если пароксизмы бывают через известные промежутки времени, то всякий раз во время таких пароксизмов следует уменьшать пищу.

Если, как утверждают некоторые неосведомленные люди, основа гомеопатии — диета, а роль лекарств совершенно незначительна, то, принимая во внимание предыдущие афоризмы, гомеопаты могли бы с легкостью оправдать свое звание врачей-последователей Гиппократа58. Однако до сегодняшнего дня никому среди них не приходило на ум делать это, и вряд ли нашелся бы хоть один, кто назначал бы диету у постели пациентов так,


58 Moliri cibo melius est, quam medicamento. Celsus, L. III. C. 21 (лат. Правильное питание важно для больного как лекарство.  Цельс. — Прим. перев.).

— 37 —

как это советуется в афоризмах. В теории эти положения звучат весьма красиво и разумно, но на практике они сталкиваются с трудностями, которые иногда вынуждают не назначать этот метод или препятствуют его осуществлению. Менее всего такой метод пригоден, если при правильном медикаментозном лечении естественный ход болезни сокращается и фактический кризис уже не наступит.

12. Болезнь обнаруживает пароксизмы и состояния и по временам года, и по возвращению своих периодов, одного сравнительно с другим, именно, бывают ли они ежедневно или через день, или через более продолжительное время. Но также есть и другие обнаружения или признаки, как, например, отхаркивание при плеврите; если оно появляется тотчас при начале болезни, то сокращает ее; если же появляется после, удлиняет ее. Так же точно моча, желудочные экскременты и пот показывают, будет ли болезнь легкая или трудная, краткая или продолжительная.

Представляется, что этот афоризм является дополнением к учениям о диете, согласно которым течение болезни, не видоизмененное воздействием лекарств, остается естественным, и она быстро или медлено проходит сама собой. Именно по этой причине и потому что среди врачей сегодня больше не принято играть роль пассивного зрителя и полагаться при лечении болезни только на природу, это учение в наше время редко применяется на практике.

Такие общие показания часто бывают неточными, и это доказывают многочисленные противоречия, которые встречаются

— 38 —

в трудах древних и современных врачей59. Так, например, врачи Асклепиад и Гален, один в Афинах, другой в Риме, утверждали, что кровопускание вредно при колющих болях в боку, в то время как на Геллеспонте и на острове Парос оно же считалось полезным60. Также один из комментаторов Гиппократа (Питшафт) приводит в пример этот афоризм и говорит, что если заранее лечить приступы лихорадки, то они будут короче, а если нет, то длиннее. Другой же комментатор (Брандайс) держится полностью противоположного мнения. С такими противоречиями мы сталкиваемся везде и во многих случаях, и хуже всего при этом то, что всегда речь идет о самых общих понятиях, где природа не играет никакой роли; также нигде не говорится о признаках и условиях, при которых появляется то или иное заболевание. В этом и заключается причина того, что такие утверждения, якобы основанные на многолетнем опыте, даже если их рассматривать только с этой стороны, являются для нас совершенно бесполезными, о чем мы уже говорили при обсуждении первого афоризма. Такие древние и современные труды содержат мало информации, которая была бы полезной и нужной для нас61.

13. Старики весьма легко переносят пост; во вторую очередь — люди взрослые, труднее — люди молодые, а всех труднее дети, и из этих последних — те,


59 Use sience sans unité dans ses principes, sens fixité dans es fondements, qui flotte sans bonssole aux mille vents de l'expérimentation la plus arbitraire, ne saurait profiter à la pratique que par le spectacle de ses contradictitions. Dr. Davasse (франц. Наука без единства принципов, без устойчивых основ, что плывет без компаса, ведомая тысячами ветров произвольных экспериментов, может дать практику лишь наблюдение за своими противоречиями. Д-р Давас. — Прим. авт. сайта).
60 "Сколько жизней унесли только одно название 'плеврит' и привычка лечить эту болезнь в соответствии с этим названием, а не с различной природой ее происхождения". Гуфеланд, "Малые труды", II, 419.
61 Non interpretis munere hoc loco fungar, neс auctoris sententias e diametro contrarias conciliare contendam. Cons. Fernel. XLVI. (лат. Я не буду здесь выступать переводчиком, чтобы не пытаться примирить диаметрально противоположные взгляды автора. Фернель. — Прим. авт. сайта).

— 39 —

которые отличаются слишком большой живостью.

Это утверждение относится как к больным, так и к здоровым людям, и в общем оно является полностью правильным. При этом нас удивляет противоречивое утверждение Цельса, который людей самого преклонного возраста (senectute confecti) в этом отношении ставит на один уровень с детьми (pueris). Здесь важно упомянуть, что древние делили жизнь человека на шесть основных периодов, последний из которых разделялся еще на три дополнительных. Первый период — это детство (pueritia), который продолжался от рождения до тринадцатилетнего возраста, второй — пубертатный (pubertas) до восемнадцати лет, третий — юношество (adolescentia), который длился до двадцатипятилетнего возраста, за ним следовал период молодости (juventis) — до тридцати пяти лет. Далее наступал зрелый возраст (aetas virilis), который продолжался до пятидесяти лет, после чего начинался солидный возраст. Этот период (senectus) распадался на три части, а именно, возраст расцвета сил (senectus virilis) от пятидесяти до шестидесяти лет, поздний возраст (senectus secunda) от шестидесяти до семидесяти лет и преклонный возраст (senectus confecta), который продолжался от семидесяти лет до смерти62 (кстати, эту возрастную ступень толкователь переступил уже несколько лет назад). В преклонном возрасте человек в некоторой степени


62 Пифагор разделял жизнь человека на четыре равные части: в возрасте от 1 года до 20 лет человек считался ребенком, с 20 до 40 лет — молодым человеком, с 40 до 60 лет был возраст расцвета сил, с 60 до 80 лет — возраст увядания. После этого периода человек больше не считался живым и далее мог жить сколько ему заблагорассудится.

— 40 —

приближается к детскому возрасту, но в наших северных странах это происходит позже, чем в южных. Позднее всего этот процесс начинается у людей, которые всегда ведут правильный и упорядоченный образ жизни, а иногда появляющиеся недомогания лечат быстро и легко (с помощью гомеопатических средств), совершенно не причиняя при этом вреда здоровым органам63. Но трудно сказать, можно ли, противореча Гиппократу, людей очень пожилого возраста приравнивать к детям в отношении питания. Мы полагаем, что если это и возможно, то лишь в исключительных случаях.

14. Дети, которые еще растут, имеют весьма много врожденной теплоты и поэтому нуждаются в весьма обильной пище; в противном случае тело их истощается. Но у стариков остается мало теплоты; поэтому они довольствуются малым питанием, ибо от избытка последнего теплота легко бы исчезла. Вследствие этого лихорадки у стариков не так остры, ибо тело у них холодное64.


63 То, что даже известные врачи, предавались иллюзиям и полагали, что лекарства могут продлевать жизнь, доказывает пример ван Гельмонта, который с помощью своего эликсира обещал продлить жизнь до ста лет, однако сам не дожил даже до пятидесяти. (Так в оригинале. На самом деле ван Гельмонт умер в возрасте 64 лет. — Прим. авт. сайта.) Мы не знаем, чем он отличался от elixir propritatis Paracelsi, о котором и сегодня рассказывается в наших фармакопеях (лат. эликсир долгой жизни Парацельса. Состоял из мирры, алоэ, шафрана и водки. — Прим. авт. сайта).
64 Относительно мнения Куллена о питательности и легком усвоении мяса взрослых животных высказывается Ганеман ("Материя медика", I, 405, прим.): "Что может сказать обычная гильдия врачей, которые считают, что для пищеварения лучше всего подходит еда, которая в процессе приготовления становится мягкой кашей? Они, не принимая во внимание опыт, считают, что только хорошо приготовленное мясо молодых кур, а также очень нежная телятина и ягнятина — идеальная пища для слабого желудка, а ростбиф будет очень долго находиться в желудке в непереваренном состоянии. Но при этом они не могут осознать, что желудок измельчает пищу не за счет силы своих мышц и что

Предисловие А. Котока к книге Беннингхаузена КНИГА I. АФОРИЗМЫ 2–4   "Афоризмы Гиппократа" Беннингхаузена ОГЛАВЛЕНИЕ   КНИГА I. AФОРИЗМЫ 15–19 Афоризмы Гиппократа 1-10