Д-р Вильгельм Амеке (Германия) |
|
Возникновение гомеопатии
|
— 244 —сосредоточивается в одном органе, то распределение недуга на несколько органов в трудных случаях уже является выгодным. Стр. 60. Старая школа может смело хвастаться тем, что в распознавании и лечении многих тяжелых и самих по себе всегда или же обыкновенно неизлечимых болезней, как, например, значительных воспалений, а именно мозга и легких, острой водянки мозга (hydrocephalus acutus), крупа, общего сифилиса достигла такого совершенства, что большинство может безопасно и наверное излечиваться. Стр. 65. Когда кровь по количеству или густоте превышает норму, то движение, а вместе с тем и сама жизнь прекращаются точно так же, как механическое заложение дыхательного горла мгновенно убивает человека, хотя бы даже он был полон жизненных сил. В подобных случаях часто произвольное или искусственное кровотечение, как это известно из опыта, может возвратить здоровье человеку, жизнь которого, по-видимому, находится в опасности. Ганеман совершенно отвергает полнокровие. Стр. 243. Гомеопатия отвергла самые старые и всеми признанные правила, например, применение кровопускания при настоящих воспалениях, рвотное при скоплении желчи. Стр. 239. Во всех медицинских системах, как бы разнородны они ни были, необходимость кровопускания при настоящих воспалениях и рвотного при желчных застоях признается прежде всего, и почти (?) только одна гомеопатическая система составляет в этом случае исключение. Проф. И. В. Закс, директор медицинской поликлиники в Кенигсберге. Гомеопатия и господин Копп (L. W. Sachs. Die Homöopathie und Herr Kopp, Leipzig, 1834). Он передает на стр. 4, что Берлинское общество научной критики просило его написать рецензию на сочинения обеих партий. Стр. 240. Пожалуй, П. Франк, говоря о теории воспаления легких, высказывает самую простую истину в следующих словах: "Vitae sors unica ex cuspide paeret lanceolae". На стр. 245–247 Копп рассказывает о быстром излечении плеврита при гомеопатическом лечении без кровопускания. — 245 —Стр. 247. Итак, еще раз: случай, как он был передан, никогда не происходил, и наблюдение в том виде, как его представляет господин Копп, никогда не было наблюдаемо. Без кровопусканий подобные излечения научно никак не поддавались объяснению; следовательно, они не существовали. Суждение о Ганемане на стр. 61: Подобно умственно ограниченным и неспособным людям он здесь, как и везде, не в состоянии избавиться от пустой отвлеченности каким-либо образом созданного представления. Если же он не таков, а именно, если его признали человеком обыкновенного ума, то следовало
бы доискаться... болезненных причин... Одним словом, его нужно было бы поручить заботливому
попечению разумного врача ("Заключение", стр. 26). Статья Ганемана в журнале Гуфеланда, том 4 (читатель знаком с ней), свидетельствует о неспособности его схватить в корне какую-либо простую мысль и проследить ее последовательно от начала до конца. А эта статья лучшая из всего, что когда либо написал Ганеман (ib. S. 57). Штиглиц1 называет проф. Закса "очень талантливым писателем". Лохнер. Гомеопатия в своем ничтожестве (Lochner. Die Homöopathie in ihrer Nichtigkeit, 1835). Стр. 34. Гомеопат не смеет пускать кровь... сколько несчастных жертв должно насчитываться в тех местностях, где добросовестные гомеопаты имеют право беспрепятственно применять свой способ лечения (cледовательно, требуется помощь правительства! — В. А.). Лессер. Гомеопатия (Lesser, Die Homöopathie. Berlin, 1835). Доктору медицины, который в 1935 году будет состоять при медицинском факультете в Берлине в качестве профессора истории, посвящается от автора в 1835 г. Стр. 34. Примечание. Термин "рациональная медицина", 1 Die Homöopathie. Hannover, 1835. S. 198. — 246 —в противоположность гомеопатии, был предложен впервые Гуфеландом в его журнале в 1828 г.1 не для того чтобы гомеопатии дать название "нерациональной", но чтобы показать, что "аллопатия действует на основании умозаключений, гомеопатия же посредством сравнений" — понятие, которое гомеопаты положительно отвергают. (Гомеопат д-р Аттомир полагал, что "через 100 лет слово рациональный, как в настоящее время его употребляют аллопаты, будет производиться от рационов, например, уменьшенных и полных лошадиных рационов", чем аллопаты были сильно возмущены. — В. А.) Рациональная медицина направляет целебную силу и налагает узду на неукротимую природу в тех случаях, когда находит на основании своих прежних опытов, что эта последняя вступает на ложный путь и приносит вред. На стр. 144 для доказательства того, что гомеопатия пренебрегает рациональным лечением, приводится известное уже мнение Гуфеланда: Кто в случаях, когда вопрос идет о жизни... когда человек рискует задохнуться в своей собственной крови... последствием чего является смерть... тот берет на свою совесть тяжелую ответственность в смертоубийстве... подвергается наказанию правосудия... потому что он убийца вследствие упущения, и проч. Автор, сообщив статистические данные, собранные в его военном лазарете, которые "служат доказательством", что кровопускание неизбежно, чтобы доказать всю ничтожность Ганемана, приводит его собственные слова: Непостижимо, каким образом аллопаты могут считать великим прегрешением, если при воспалительных болезнях, как, например, воспалениях в груди и легких, не выпускают кровь несколько раз и в большом количестве. Если бы этот способ лечения был спасительным, то как оправдают они то, что из всех ежегодных смертных случаев более шестой части умирает от воспалений, о чем свидетельствуют их собственные таблицы! Даже двенадцатая часть больных воспалениями не сделалась бы жертвой смерти, если бы она не попала в такие кровожадные руки (что поразительно согласуется с позднейшими опытами в Вене), а предоставила бы себя исключительно 1 Bd. 66. St. 2. S. 41. — 247 —своей природе, не доверяясь старому приносящему вред искусству. Сверх того, сотни, даже тысячи, печально погибали ежегодно — юноши, подающие большие надежды, в полном цвете лет — от сухотки, чахотки и нагноения в легких! Их смерть на вашей совести! Потому что был ли между ними хоть один, который не погиб благодаря вашему прекрасному методу лечения, вашему безрассудному кровопусканию и вашему противовоспалительному лечению, который только благодаря этому не сделался бы чахоточным и не должен был бы умереть? Этот бессмысленный антипатический варварский способ лечения колотья в боку (воспаление легких) посредством обильных кровопусканий, пиявок и расслабляющих средств (называемых вами противовоспалительными) ежегодно сводит в могилу тысячи, которые умирают от лихорадки, упадка сил, общей водянки и скопления гноя в легких! Действительно, великолепный привилегированный способ тайком губить массами лучшую часть людей. Профессор, которому посвящено сочинение, через 50 лет, конечно, будет согласен с нами в том, что Лессеру не могло прийти в голову более несчастной мысли, как противопоставить изречения Гуфеланда и Ганемана как доказательство ничтожности Ганемана. На стр. 175 домашний врач предписывает кровопускание; "дама довольно пожилых лет" отвергает совет и обращается к гомеопатическому лечению, и вот эта женщина умирает впоследствии от удара "в первый же год ее гомеопатической карьеры". По-видимому, это та самая дама, о которой говорится в одной из корреспонденций Грисселиха во "Всеобщей гомеопатической газете"1: Распространенное южно-германскими газетами известие, будто гомеопатия вследствие неудачных опытов лечения в Берлине запрещена во всей Пруссии, согласно извещениям Штюлера, оказалось ложным. Смерть одной пожилой дамы, пользованной в течение многих лет всякого рода возбуждающими средствами, которую лечил надворный советник Рехер, затем после долгих уговоров согласился лечить Штюлер, и которая страдала астмой, к чему 1 Allg. Hom. Ztg. Bd. 3. S. 40. 1833. — 248 —присоединился нервный удар, от которого, по всеобщему мнению, ее следовало лечить кровопусканиями, вероятно, дала повод к распространению вышеупомянутого слуха, который здесь (в Карлсруэ. — В. А.) был принят врачами с настоящим триумфом. На стр. 182 Лессер продолжает: Но мне также известно, что существуют скоротечные болезни... при которых следует как можно ранее и нередко очень обильно пускать кровь, чтобы спасти жизнь... Далее, мне известно, что в некоторых случаях 10–12 часовое промедление в кровопускании не может быть ничем возместимо; я знаю, что иногда обильные кровопускания от 30–40 унций (2–2½ фун.) в высшей степени полезны, и что в иных случаях подобные (2–2½ фун.) кровопускания необходимо повторять несколько раз. Я знаю... и проч., и проч. Стр. 184. Когда у остряка Аттомира молодая кровь не будет более кипеть, то и в его голове не будет развиваться столько чада, и когда он в то время придет в сознание, то будет пускать кровь. Стр. 188. Некоторые воспаления переходят в гангрену, в особенности если таковые лечит гомеопат. Подобные неблагоприятные исходы являются последствием того, что не было сделано кровопускание или же таковое было применено несвоевременно и в недостаточном количестве. Конечно, воспалительные болезни не всегда немедленно влекут за собой смерть, но часто эта последняя наступает медленно вследствие выпотений, сращений утолщений, сужений, затвердений, засорений, изъязвлений, нагноений и болезненных последствий воспалений. Следовательно, все эти "заболевания" были бы устранены и многие долголетние страдания и недуги предупреждены, если бы гомеопаты применяли кровопускание. На стр. 191, 218, 219, 227, 234, 243 встречаются такие же взгляды на кpoвопускание, которые для профессора 1935 г. (которому посвящено сочинение) не будут лишены интереса. На странице 34 в примечании Лессер соглашается с Симоном, что Ганеман как врач и ученый — грубый невежда. В 1836 г. проф. Мост1 в статье "Гомеопатия" приводит 1 Encyclopadie der Medicin. 2 Aufl. Leipz. 1836. S. 1045. — 249 —слова Гуфеланда: ...Громовой голос... преступление… убийство... подлежит правосудию... и прибавляет: Вот слова Гуфеланда. Пусть его предостережения западут глубоко в сердце каждого врача! До сороковых годов и позднее редко встречается хоть одно антигомеопатическое сочинение, в котором бы гомеопатию не осыпали упреками за то, что она отказалась от применения кровопусканий и проч. Мы избавим читателя от необходимости прослушать все эти сочинения и только позволим себе привести взгляды еще немногих авторов, с которыми эти последние выступили против Ганемана. Надворный советник и лейб-медик Гольшер (Holscher) в Ганновере в 1840 г.1 говорит об "уничтожающем гомеопатию времени", мечтает, чтобы гомеопаты возвратились к кровопусканию, и непосредственно присоединяет к этому следующее размышление: Довольно утешительно, что история медицины поучает нас столь разнообразными примерами тому, что все то, что действительно пригодно, спасительно для человечества, не может быть вытеснено и погублено ни искусственным умничаньем, ни шарлатанством, ни стремлениями единичных обманщиков или обманутых обманщиков. Другой автор, которого мы просим выслушать, д-р Леопольд Эдлер фон Виндиш, старший городской врач вольного города Пешта, директор городской больницы Cв. Рохуса, член прославленного медицинского факультета в Пеште и заседатель достохвального Комитатского суда в Нейтре (Schmidt's Jahrbücher 1836. Bd. g. S. 224 u. f.): Повторяющиеся часто случаи острых ревматизмов и воспалений в груди требовали противовоспалительного лечения... так что часто одному и тому же больному в короткий промежуток времени приходилось делать от восьми и более обильных (по тогдашнему понятию "обильных". — В. А.) кровопусканий... Запекшаяся кровь всегда покрывалась густой в высшей степени клейкой корой (таково было научное доказательство необходимости кровопускания. — В. А.)... Мы тем менее имеем право 1 Hannover'sche Annalen für die gesammte Heilkunde. Bd. V. S. 865 u. 866. |