Питер Моррель (Англия)

Питер Моррель

Британская гомеопатия
на протяжении двух столетий

Сток-он-Трент, 1999

Перевод Зои Дымент (Минск)

Оригинал здесь

VI. БРИТАНСКАЯ ГОМЕОПАТИЯ ПОСЛЕ 1930-Х ГОДОВ


1900–1930-Е ГОДЫ

Этот период характеризуется длительным застоем и общим спадом, на протяжении которого были испытаны различные способы, но ни один из них не оказал продолжительного воздействия на основы гомеопатического учения и не имеет ощутимой поддержки сегодня. Этот период был отмечен широким возрождением непрофессионального движения в 1930-е и 40-е годы, что уже обсуждалось выше, но затем последовали общий спад и недолгое сотрудничество с радиэстезистами и последователями Штейнера в 1950-е и 60-е годы. Насколько мы можем судить, ничего из этого не оказало серьезного влияния на гомеопатическое движение, и эти события по большей части остались на периферии гомеопатии.

Наиболее интересный момент, касающийся 1930-х годов, имел двойную еретическую окраску: во-первых, еретической была сама чужеродная медицинская система, и, во-вторых, еретической была практика, которую вели в основном неврачи. В этом смысле это был достаточно хороший период, выглядевший почти приемлемым. Врачи выступали против присутствия в русле основной медицины траволечения или гомеопатии, но им было удобно не сопротивляться тому, чтобы эти "ненормальные дилетанты" представляли свою "шарлатанскую терапию" общественности, которая, казалось, восхищается ею. Пожалуй, это достойное подведение итогов.


Оригинал здесь

ПОСЛЕ 1930 ГОДА

Этот заключительный раздел посвящен гомеопатии в Великобритании в период с 1930 по 1995 годы и неизбежно сосредоточен в основном на деятельности практиков-неврачей. Я говорю "неизбежно", потому что историческая тенденция с 1930 года заключалась главным образом в том, что врачи переставали заниматься гомеопатией, и движение постепенно переходило в руки и под контроль неврачей. В конце раздела мы сможем дать некоторые оценки текущей ситуации.

Гомеопатия в руках тех, кто имел медицинскую подготовку, оставалась в этот период такой же совершенно невыразительной, как это было в 1900 году, за исключением нескольких крупных фигур и очень незначительных изменений на унылой сцене. Как упоминалось ранее, основное изменение в методологии заключалось в постепенном увеличении используемых потенций с 3Х, 6Х и 6С в начале века до 6, 12 и 30 в качестве стандартной потенции. Это сопровождалось также более широким использованием высоких потенций, 200, 1М и 10М, что явилось следствием влияния кентианизма. Увеличилось рутинное применение нозодов, особенно кишечных, разработанных в 1920-е годы Бахом и Уиллером, а затем развивавшихся далее д-ром Джоном Патерсоном. Примерно дюжина таких лекарств вошла в активную гомеопатическую практику, но была мало известна и почти не использовалась за пределами Британии.

Так обстояли дела в медицине. Ситуация же с неврачами за этот период претерпела огромные изменения. После смерти д-ра Кларка в 1931 году журнал "Хомиопатик уорлд" ("Гомеопатический мир". — Прим. перев.), который он редактировал, стал редактировать гомеопат-неврач Дж. Эллис Баркер, и журнал был переименован в "Хил зайселф" ("Излечи себя". — Прим. перев.). Это совпало с серьезным оживлением гомеопатии на низовом уровне (или же само его создало?) и значительным увеличением продаж журнала и числа его читателей. Изменился и размер журнала, который достиг максимума в 1073 страницы в 1937 году.

После этого момента журнал постепенно терял популярность до конца 1940-х годов и сошел на нет. В этот же период времени на гомеопатической сцене стали доминировать сотни неквалифицированных специалистов-практиков. В большинстве городов имелись собственные травники, и там существовали "копеечные травяные магазины" (penny herbal store), и во многих городах также практиковали один или несколько гомеопатов-неврачей.

Можно высказать предположение, почему гомеопатическая активность достигла пика в конце 1930-х годов и почему потом она снизилась в военные и послевоенные годы. Я думаю, что гомеопатия достигла пика благодаря усилиям таких людей как Баркер, которые трудились над ее популяризацией в течение всего этого периода, сделали гомеопатию достоянием общества и внедрили в умы простых людей, где ее никогда не было прежде. В свою очередь снижение частично объяснимо войной, когда в центре внимания большинства умов было совсем другое. Сыграл свою роль и Закон о национальном медицинском обслуживании (NHS), который был одобрен парламентом в 1946 году и начал действовать в 1948 году. Как мы увидим, Эдвин Томкинс основал Объединенный институт гомеопатов (Incorporated Institute of Homeopaths) в 1946 году в значительной степени в ответ на Закон о национальном медицинском обслуживании. Перспектива всеобщего бесплатного медицинского обслуживания "напугала всех нас" [Tomkins, 1990]. Этот закон напугал до смерти всю медицину в целом.

Я посмотрел на этот период и с другой стороны. Если вы вслед за мной подсчитаете количество непрофессионалов и количество врачей, вы обнаружите интересную закономерность. Я имею в виду все имена: авторов статей, писем и любое имя, упоминаемое в любом месте страницы, за исключением рекламы. В начале 1930-х годов 60–80% имен в этом журнале — имена врачей. Это число снижается прогрессивно до 15–20% к началу 1950-х годов. Кроме того, мы видим, что количество неврачей, чьи имена упоминаются в "Хил зайселф", возрастает примерно от 20% в начале 1930-х годов до 80–90% к началу 1950-х годов.

Таким образом, заметен переход от гомеопатии, в которой доминировали врачи, к гомеопатии, управляемой неврачами, и это именно то, чего с самого начала добивались Эллис Баркер и его друзья. Из этого наблюдения мы попытаемся сделать два очень вероятных вывода.

Во-первых, как говорили некоторые гомеопаты этого периода в разговоре со мной (особенно Томкинс и Браун), приблизительно после 1930 года врачи-гомеопаты в большей или меньшей степени отказались от продвижения гомеопатии и считали, что "наступил конец" и процесс вышел из-под контроля. Во-вторых, можно сделать вывод о том, что движение действительно перешло в руки неврачей, которые постепенно начали доминировать и управлять им. Такой вывод имеет отношение и к нынешнему положению вещей, так как этот вопрос актуален и сейчас. Сегодня мы видим, что врачи хотят вернуть частично свою власть и былое влияние на гомеопатию, которых они невольно лишились в 1940-х годах, и начинают снова принимать на себя ответственность за движение. Мы коротко обсудим проблемы, связанные с этим.

В рассматриваемый период фактическое количество врачей-гомеопатов в Британии снизилось с 200 в 1910 году до 130 в 1940 году. То есть за 30 лет спад составил 35%. Эта цифра лишь незначительно выросла после 1970 года, а затем неуклонно возрастает с 1981 года. Итак, мы снова видим, что в этом столетии судьба гомеопатии, будь та неврачебной или врачебной, в значительной степени менялась. От доминирования врачей в прошлом столетии гомеопатия перешла к двоевластию середины 40-х годов, и с тех пор находится почти под полным доминированием и контролем практиков-неврачей.


Оригинал здесь

ПРАКТИКИ-НЕВРАЧИ ЭТОГО ПЕРИОДА

Просматривая выпуски "Хил зайселф" за 1930-е и 1940-е годы, вы наталиваетесь вновь и вновь на одни и те же имена. Это Эфраим Коннор (1893—1981), Отто Леезер (около 1890—1964), Дарнелл Купер (около 1890—1965), Ф. Паркер-Вудс (около 1900—1965), Эрик Пауэлл (1900—1991), Ноэль Пуддефатт и т. д. Некоторые из этих людей достаточно хорошо известны, но многие другие мне неизвестны совсем, и я не смог получить о них никакой дополнительной существенной информации. Они остались просто именами в "потерянной истории".


Оригинал здесь

ЭФРАИМ КОННОР

Годы жизни: 1893—1981.

Гомеопат-неврач, проживал в Мотеруэлле, а затем на шотландском высокогорье. Фрэнсис Tрейхерц посетил его вдову и написал о нем статью [Ephraim Connor (1893—1981), Treuherz, 1986, The Homeopath]. Коннор был самоучкой, гомеопатом-неврачом, который "написал книгу о собаках, в итоге стал владельцем бара в конце Каледонского канала и был вообще-то странным парнем" [Brown, 1990]. Он опубликовал "Упрощенное лечение собак" (Simplified Dog Cures) в 1946 году (изд. Homeopathic Publishing Company), и эта книга была также перепечатана в "Хил зайселф" 1946–7. Коннор, по-видимому, был странным человеком, хозяином большого дома недалеко от Мотеруэлла, в котором хранился огромный запас старых лекарств всех основных производителей. Мало известно о том, например, как он начал заниматься гомеопатией, или о том, обучался ли он у кого-либо из врачей в Глазго.

Сын Эфраима Коннора д-р Джеймс Коннор (родился примерно в 1919 году) родом из Глазго. Он был квалифицирован как LRCP LRCS [Edin] LRFPS [Glas] в 1943 году и жил по адресу 14 Бельмонт Кресчент, Глазго [Medical Directory, 1948]. Сейчас он живет в Лондоне или Онтарио (Канада) (Brown & Pert) и больше не упоминается в Medical Register. Я немного общался с его сыном, д-ром Джимом Коннором, внуком Эфраима, в Торонто, но он потерял контакт со своим отцом, который все еще в Канаде, и трудно сказать, как можно получить какую-либо дополнительную информацию об Эфраиме.


Оригинал здесь

Д-Р ОТТО ЛЕЕЗЕР

Еще одним очень влиятельным гомеопатом был д-р Отто Леезер.

Леезер приехал из Германии в начале эпохи Гитлера, его спонсировал факультет, создавший гомеопатические лаборатории в Лондоне, Риверслее, Хай-Уикоме, Баксе — промышленный выпуск гомеопатических лекарств для продажи врачам и фармацевтам, культивирование местных растений и приготовление матричных настоек. Все жидкие потенции готовились до 30С по Ганеману, а от 30С до 1М все потенции готовились на динамизаторе Корсакова. После войны Леезер был приглашен в новый гомеопатический госпиталь Роберта Боша в Штутгарте. Он и его братья были больны гемофилией. Он был моим наставником, и я был представлен ему д-ром Уильямом Бойдом из "Эманомитр фейм" [John Pert, 1991].

Обосновавшись в Хай-Уикоме, д-р Леезер (около 1890–1964) обучал Томкинса, гомеопатического фармацевта Джона Перта и других и, кроме того, управлял гомеопатической компанией-поставщиком лекарств, издательством "Хипократес паблишинг", а также гомеопатическим фармпроизводством "Лондонские гомеопатические лаборатории". Он вернулся в Германию в 1950-х годах, чтобы возглавить гомеопатический госпиталь Роберта Боша в Штутгарте, но вскоре умер. Леезер основал компании в Роузкрофте, Претории-роуд, Хай-Уикоме, Баксе, и они работали примерно с 1940 по 1974 год [последнее упоминание в High Wycombe Telephone Directory, 1974]. "Хипократес паблишинг" не упоминается в качестве издательства в вышедшем в 1975 году British Books in Print. Леезер также опубликовал много интересных и глубоких произведений о гомеопатии.

Основные работы:
The Contribution of Homeopathy to the Development of Medicine (1943) Hippocrates Publishing Co, London, переиздана тем же издательством в октябре 1969 [см. 1953: Mukerjee, Homeopathic Dose and Dilution]
The Molluscs Murex and Sepia, BHJ, 1949, p. 16–77; переиздано в 1974, p. 247
On Potentisation, 1936, BHJ 25
Homeopathy and Its Pharmaceutical Aspects, Pharm. Journal, Nov. 12 & 19 1938
Homeopathy & Its Pharmacological Aspects (1938).
См. также Leeser's Obituary, BHJ 54, 1965, p. 146

Леезер работал в 1930–50-х годах в Хай-Уикоме в "Королевских гомеопатических лабораториях", был превосходным ботаником и обладал первоклассным знанием растений. Леезер готовил вручную потенции до 30, а затем до М, 10М, 50М, СМ, используя метод флюксии Корсакова, похожий на приготовление лекарств с помощью машины Скиннера, используемой в США для приготовления высоких потенций [Pert, 1991].

Леезер умер около 1965 года. Он занимался в основном производством гомеопатических лекарств, но организовал также гомеопатическое обучение в "Лондонских гомеопатических лабораториях". В 1950-х годах именно непрофессиональные гомеопаты "спасли знамя", Британская гомеопатическая ассоциация была мертва и неинтересна [Tomkins, 1990].

Томкинс утверждал, что Леезер был блестящим ботаником и экспертом как в фармацевтической химии, так и в гомеопатической фармакопее, а также отлично знал Материю медику и то, как готовятся лекарства в гомеопатической фармацевтике. Кроме того, он был также чрезвычайно интересным и знающим человеком, охотно общался и бесплатно и щедро делился своими знаниями с другими [Tomkins, 1990].

Политика д-ра Леезера (MD PhD Berlin) состояла в том, чтобы обучить абсолютно всех, кто этим интересовался, всем деталям гомеопатической ботаники, фармации, Материи Медики и практики. По крайней мере в этом отношении Леезер был крупным, хотя и малоизвестным, гомеопатическим учителем [Tomkins, 1990].


Оригинал здесь

ЭДВАРД У. КОТТЕР

Годы жизни: предположительно 1890—1970.

Эдвард Коттер практиковал в Лондоне в 1950-х и 1960-х годах. Он обосновался на фешенебельной улице Уэлбек-стрит, Лондон W1, где имел практику в течение многих лет, начиная с 1963–65 годов. О нем известно немного; вероятно, он был тихим и скромным человеком, который просто практиковал гомеопатию полный рабочий день, не занимаясь никакой "миссионерской" работой в пользу гомеопатии. Он, возможно, учился у Джона Генри Кларка или у кого-то другого. У него не было медицинского образования, и, возможно, его также обучали неврачи.

Коттер опубликовал много статей в The Homeopathic World, и лучшие из них приводятся в его книге Homeopathic Teachings From a Master, опубликованной C. W. Daniel, 1987 [рецензия в The Homeopath, 7:2, Felicity Lee, Winter 1987, pp. 92–5].

…Во введении Филлис Спейт описывает Коттера как замкнутого человека, имеющего оживленную практику в Лондоне; он неохотно общался с другими практиками, которые не понимали законов, установленных Самуэлем Ганеманом и не работали в соответствии с ними… он все еще принимал пациентов в 1965 году [Lee, 1987].

У Коттера была большая и процветающая практика в западном Лондоне, и он также писал статьи для Homeopathic World, лучшие из которых представлены здесь.

Коттер был тесно связан с Филлис и Лесли Спейт и, весьма вероятно, общался со многими другими лондонскими гомеопатами-неврачами в 1940-х и 1950-х годах.


Оригинал здесь

ЭРИК ПАУЭЛЛ

Годы жизни: 1900—1991; ND, PhD, натуропат и гомеопат, жил в Гарпендере [Society of Homeopaths Newsletter, 1986], но затем переехал в Бедфордшир [Morrell, 1990]. Пауэлл не был строгим гомеопатом, но использовал комбинацию траволечения, натуропатии и гомеопатии. Его самая важная работа Natural Home Physician, впервые опубликованная в 1940-х годах, выдержала много изданий. Это была всеобъемлющая энциклопедия природной медицины, освещавшая все аспекты самопомощи на основе трав, натуропатии и гомеопатических лекарств. Она в действительности намного опередила свое время и является вполне современной во всех отношениях. Эта книга представляет собой огромный сборник, состоящий из описаний недугов и различных природных методов, которые можно использовать для их лечения.

Имя г-на Пауэлла часто встречается в "Хил зайселф" и постоянно в период с 1935 по 1953 годы. Самые важные его публикации: Cures That Work (1960-е) и Natural Home Physician. Пауэлл является очень хорошим примером эклектичной комбинации травника, гомеопата и натуропата, и в этом смысле он очень типичен для периода 1930—60-х годов в целом.


Оригинал здесь

ДРУГИЕ ГОМЕОПАТЫ

В период 1930—60-х годов много других имен авторов писем и статей встречалось неоднократно на страницах "Хил зайселф". Так как невозможно представить биографию каждого из них, бессмысленно перечислять все имена. Поэтому я выбрал небольшое количество, чтобы проиллюстрировать ситуацию того времени. Эти имена встречаются часто, но об их жизни я нашел очень мало сведений.

Донован У. Кокс, предположительно 1910—1980, опубликовал: Mastering Rheumatic Conditions [BHA lib], в соавторстве с T. W. Hyne-Jones Before The Doctor Comes, 1946, Health Science Press, Rustington, Sussex, первоначально опубликована Homeopathic Publishing Company, price 1/- [BHA Library].

T. У. Хайн-Джонс, родился предположительно в 1910 году, автор Вefore the Doctor Comes, Dictionary of The Bach Flower Remedies, 1984, C. W. Daniel Co, и "теперь фанатик лекарств Баха и хорошо знаком с Джоном Пертом" [Brown, 1990], но ныне покойный [Pert, 1991].

К. Д. Юарт жил в Уэстбери-он-Трим в Бристоле. Он появился в "Хил зайселф" между 1946 и 1952 годами и опубликовал Everybody's Self-Healer [ВНА Library], Rankin Bros. Bristol, 1949.

С. Филипп Клементс, предположительно 1890—1970, редактор "Хил зайселф" в 1948—52 годах, а затем с сентября 1952 года входил в редакционную коллегию, состоящую из С. Филиппа Клементса, Филлиса Раунтри и Эрика Пауэлла. Он также публиковал статьи в "Хил зайселф" с 1949 по 1953 год.

Г-н Дж. Сатклифф Харндрол, предположительно 1860—1930, гомеопатический ветеринарный врач, опубликовал Dogs in Health and Disease, Veterinary Homeopathy in Relation to the Horse 1896, [BHA Lib; Glasgow Homeopathic Library], статьи в Homeopathic World vol. XXXV (1902), повторная публикация Hydrastis and Phytolacca for Mastitis in Cows [Barker, 1931, p. 35], Homeopathic World vol. xxxvi [1903], повторная публикация Diarrhoea and Rheum [там же, p. 39] и Alumina в том же томе Homeopathic World [там же, p. 235]; Homeopathy in Veterinary Practice (1989).

Г-н Билл Флетчер проживает в Норвуд Грин, Саутхолл, Миддлсекс, он является также известным специалистом по акупунктуре, "практикует иглоукалывание с 1964 года в Китае и свыше 20 лет является директором Англо-голландского колледжа акупунктуры" (из телефонного разговора с его супругой в августе 1992 года). Она также сказала, что "мы получаем слишком много вопросов такого рода даже от социологов и историков из Северной Америки, и начнем требовать плату за эту информацию, если это продолжится" [там же, 1992]. Я написал ему вскоре после этого телефонного разговора с просьбой сообщить некоторые исторические данные, но не получил ответа.

Томкинс и Данцигер считали, что, возможно, он изучал гомеопатию и радиэстезию в классе Джона Да Монте в начале 1960-х годов. Он также перечислен в списке членов Общества гомеопатов в 1970 году в протоколе первого заседания от 10 января 1970 года и как член комитета вместе с Уилкоксесом и Томкинсом, в котором Да Монте был секретарем, а Моэн — председателем.


Оригинал здесь

ФРАНК ПАРКЕР-ВУД

Еще один заметный непрофессиональный гомеопат в Лондоне в это время (а позже в Бедфорде) — г-н Франк Паркер-Вуд, Лондон, друг Эдвина Томкинса, связанный некоторым образом с его Объединенным институтом гомеопатов, сотрудничавший также с "Хил зайселф" в 1947 году. Артур Дженнер, другой практикующий в Лондоне гомеопат, сказал мне (в телефонном разговоре), что Паркер-Вуд обычно посещал ту же самую церковь в Лондоне (Вестминстерскую часовню), что и д-р Марджери Грейс Блэки, и что они хорошо знали друг друга.

Г-н Ф. Паркер-Вуд обучал Артура Дженнера (родился в 1912 году) предположительно в 1940-х годах; таким образом, Паркер-Вуд, родился, вероятно, около 1900 года и умер в сентябре 1965 года. Другая важная образовательная линия идет от Дарнелла Купера, который вел заочные курсы в 1940-х и 1950-х годах. Но я о них до сих пор не нашел ничего вообще. Кто учил Паркер-Вуда? Был ли это д-р Кларк? Кто учил Коттера? И создал ли он свое собственное направление в обучении? Требуется провести гораздо больше исследований, чтобы ответить на эти важные вопросы. Однако на протяжении 1930-х и 1940-х годов отчетливо прослеживается разветвленная связь между непрофессиональными гомеопатическими практиками, главным образом в Лондоне и на юге, "подпитываемая" некоторыми врачами факультета (такими как Кларк, Квинтон, Уиллер, может быть, и Рорк), которые организовывали в своей среде собственное неофициальное обучение, подобно естественно сформированной органической системе ремесленного обучения у простолюдинов. Эта весьма увлекательная часть информации, освещающая в целом интенсивный период деятельности гомеопатов-неврачей.

Я также слышал о Томасе Моэне, причем из нескольких источников (например, от Данцигер), что Моэн был близко знаком с Блэки. Если это так, то кажется весьма странным, что врач королевы так свободно общалась со всеми этими практиками-неврачами, которые в соответствии с официальной политикой факультета были париями. Это также согласуется с другими комментариями Лиз Данцигер, которые я от нее слышал среди прочих, в частности, об умышленно "слепой" политике факультета относительно Да Монте и Моэна, которые посещали лекции на факультете и даже преподавали там. Она также рассказала, что д-р Твентимен также свободно общался с непрофессионалами в течение 1960-х и 1970-х годов [Danciger, May 1990, Islington].

Затем эта инициатива была подхвачена теми самыми первыми известными гомеопатами-неврачами, которые много преподавали, писали, публиковали и участвовали в пропаганде. К ним относятся Пуддефатт, Эллис Баркер, Паркер-Вуд, Томкинс, Спейты, Mоэн и Да Монте. Они действительно "ухватили быка за рога" и позволили гомеопатии прорваться к гораздо более широкой популярности и общественной поддержке на низовом уровне, чем это когда-либо было прежде. Это произошло сначала в 1930-е годы под руководством Эллиса Баркера, а затем еще раз в 1940-х и 1950-х годах под руководством Паркера-Вуда, Пуддефатта, Томкинса, Спейтов и их соратников.

Этот процесс был прерван сначала Второй мировой войной, а затем Законом о национальном медицинском обслуживании — и то, и другое вызвало спад народной поддержки и сократило количество неврачей до малого числа, и они вновь остались в меньшинстве на медицинской сцене. Этот процесс продолжался в более слабой форме в 1960-х и 1970-х годах, вначале под руководством Пуддефатта, пока он не эмигрировал в Южную Африку в 1963 году, а затем Моэна и Да Монте. Медицинский закон 1968 года также способствовал этой популяризации и привел Да Монте, Mоэна и других к формированию в 1970 году неудачного вначале Общества гомеопатов. Лишь после смерти Моэна и Да Монте в середине 70-х появилось по-настоящему жизнеспособное Общество гомеопатов, а также "Реджистр", журнал, за этим последовало развитие колледжей. А потом гомеопатия пошла в гору.


Оригинал здесь

НОЭЛЬ ГЛЕНДАУЭР ПУДЕФАТТ

Годы жизни: 1899—1971.

Пуддефатт оказывал очень большое влияние в 1950-е годы, а практиковал он с 1930 года. Он был строгим кентинианцем, обучал Филлис Спейт (позже своего партнера по практике), Шейлу Кризи (сейчас преподает в Лондонском колледже классической гомеопатии) и Джорджа Витулкаса, основателя влиятельной Афинской школы гомеопатии. Пуддефатт эмигрировал в 1963 году в Южную Африку и умер там через несколько лет от рака [Speight, 1990].

Гарри Ноэль Глендауэр Пуддефатт был сыном Томаса Генри Пуддефатта, главного оценщика на британской морской таможне в Мадрасе в Индии. Родился он 7 декабря 1899 года, в детстве у него развилось множество серьезных болезней, поэтому до Первой мировой войны его несколько раз отправляли на корабле в Англию лечиться гомеопатически у д-ра Джона Генри Кларка в Лондоне. Лечение было успешным, и Пуддефатт стал решительным приверженцем гомеопатии.

Было бы интересно узнать, познакомилась ли его семья с гомеопатией в Индии или такая традиция существовала в ней ранее, но это неизвестно. В итоге он стал протеже Кларка и начал изучать гомеопатию под его руководством. Ко времени смерти Кларка в 1931 году Пуддефатт уже был гомеопатом-неврачом и имел практику в Лондоне, первоначально в Кемберл в Суррее.

Пуддефатт организовал серию заочных курсов по гомеопатии в 1950–60-х годах, а также опубликовал несколько небольших книг в 1940–е годы. Он обучал гомеопатии, среди прочих, Филлис Спейт, Шейлу Кризи и Джорджа Витулкаса. Пуддефатт имел практику в Кемберли в Суррее в 1938—46 годах, а позже по адресу Девоншир-cтрит, 6, Лондон W1. Он эмигрировал в Южную Африку весной 1963 года. Некоторое время Филлис Спейт была его партнером по практике, а затем она приняла его практику в Западном Лондоне. Пуддефатт умер в Южной Африке в 1970-х годах, по-видимому, от рака. Он был кентинианцем [Brown, 1992], родился в Индии, с которой его семья была связана с 1821 года, с 4 лет страдал от судорог и должен был вернуться в Лондон, где его наблюдал и лечил д-р Дж. Г. Кларк. Кларк поставил мальчику диагноз гидроцефалии. В 8 лет ребенок был помещен в пансион в Южной Индии и заболел дизентерией. Его вновь отправили в Лондон на консультацию к Кларку, который вылечил его. Все это происходило ранее 1914 года.

Ссылка на него в каталоге К. У. Даниэля ошибочна: "Д-р Пуддефатт, MD"; Пуддефатт умер в Южной Африке от рака [Speight, 1990; Creasy, 1992], в апреле 1963 года появилась его последняя статья в "Хил зайселф" — статья "От читателя из Южной Африки" (ВНА); он был крещен 3 февраля 1900 года, его мать Присцилла [Источник: India Office Library and Records, Blackfriars Rd, London].

Опубликованные работы Пуддефатта:
How to Find the Correct Remedy (1945)
The Homeopathic Materia Medica and How to Study It (Jan 1950)
Puddephatt's Primers (1948)
A Correspondence Course in Homeopathy (1948, Jan 1962)
First Steps to Homeopathy (April 1969)
Signposts to the Homeopathic Remedies, совместно с Mark Kincaid Smith, до 1979 года.

Книги Puddephatt's Primers и A Correspondence Course in Homeopathy стали бестселлерами. Он также вел курсы по гомеопатии для непрофессионалов, в том числе очень популярные заочные курсы для живущих в провинциях и за рубежом. Одним из самых известных людей, учившихся на его курсах, был молодой грек по имени Джордж Витулкас, завершивший свой курс в 1962 году, сегодня один из самых известных преподавателей и практиков гомеопатии. Таким образом, прослеживается четкая линия от Кларка к Пуддефатту и далее к Витулкасу. Имя Пуддефатта появлялось регулярно в "Хил зайселф" между 1934 и 1955 годами.


Оригинал здесь

СПЕЙТЫ

Спейты (Лесли и Филлис) были известными издателями гомеопатических книг, вначале благодаря The Homeopathic Publishing Co, а затем как издатели Health Science Press. Они много переиздавали классиков XIX в., например, "Словарь" Кларка и "Органон" Ганемана в переводе Даджена, а также многие современные работы. Их труд очень помог гомеопатии Великобритании в мрачные дни застоя и упадка.

Вышедший на пенсию гомеопатический издатель Лесли Спейт умер 28 мая 1995 года, всего через несколько дней после своего 94-го дня рождения. Он известен главным образом как муж гомеопата Филлис Спейт и благодаря своей издательской деятельности.

Лесли Спейт был владельцем и директором The Homeopathic Publishing Company, а затем и Health Science Press, оба издательства главенствовали среди издательств гомеопатической литературы в Великобритании в течение большей части этого века. Лесли сосредоточил свою энергию преимущественно на издательском деле, сам он написал лишь несколько книг, Homeopathy and Immunisation и Sports Injuries and their Treatment by Homeopathy and Acupressure, 1989.

Спейты регулярно и многократно писали в "Хил зайселф" в 1940-х и 1950-х годах. После смерти Дж. Эллиса Баркера в августе 1948 года журнал выпускался силами редакционной команды, в которую входила и Филлис. В итоге издательство перешло Спейтам, Филлис стала редактором в 1952 году. После сокращения аудитории читателей гомеопатии вследствие принятия Закона о национальном здравоохранении в 1946 году, журнал стал размещать обычные материалы о здоровье и фитнессе для того чтобы остаться на плаву, и, таким образом, с течением времени все менее походил на гомеопатический журнал. Окончательно он сошел с дистанции примерно к 1967 году.

На протяжении 1960-х и 70-х годов Спейты опубликовали много гомеопатических книг под знаменем Health Science Press. Они были популярны как издатели до тех пор, пока в середине 70-х на сцену не вышли Торсоны. Среди изданий Спейтов можно отметить Prescriber и Dictionary Кларка, небольшие книги Пуддефатта и Дороти Шеперд, а также работы по радиэстезии и естественному лечению. Есть большая их заслуга в том, что благодаря их деятельности, усердию и превосходному предвидению гомеопатия развивалась в течение тех темных лет.

Предположительно Лесли происходил из семейства, возглавлявшего "Лесли Дж. Спейт и партнеры" — генеральные подрядчики и перевозчики, базировавшиеся на Кингсуэй, WC2 в 1935 году и на Кекстон-стрит, SW1 в 1945 году [см. London Telephone Directories, Archive, Millbank, London). Фирма прекратила торговлю ко времени выхода Telephone Directory, Jan 1963. Лесли Спейт не практиковал гомеопатию, он был главным образом издателем и горячим приверженцем гомеопатии.

Спейт входил в первоначальный состав команды Эдвина Томкинса в 1946 году, когда тот основал Объединенный институт гомеопатов для людей без медицинского образования после большого общественного митинга в Кекстон-холле. Спейты создали Health Science Press в 1950-х годах, а затем на его базе C. W. Daniel & Co, они подхватили знамя гомеопатии в период "умирающей гомеопатии" в 1950–80-е годы. В те дни, когда не было гомеопатических колледжей, без изданных ими книг многие потенциальные гомеопаты никогда бы не вышли за рамки первоначального интереса, не говоря уже о практике.

Он является владельцем Homeopathic Publishing Co, и теперь ему около 90 лет [Broun, 1992].

Лесли женился на гомеопате Филлис М. Раунтри в 1952 году. Она обосновалась в Найтингейл-Хаус, Дю-Кейн-роуд, Лондон, W12, а в 1964 году приняла практику Ноэля Пуддефатта на Девоншир-стрит, W1. К 1971 году она вернулась в Найтингейл-Хаус на Дю-Кейн-роуд [см. London Telephone Directories]. Я предполагаю, что собственность была продана после смерти Пуддефатта, случившейся, вероятно, в 1971 году. Несколько раз я тщетно пытался получить копию свидетельства о его смерти из посольства Южной Африки в Лондоне.

Филлис была студенткой Ноэля Пуддефатта и его гомеопатическим помощником в 1950-х [см. статью о ней в Devon Life, Apr 1990]. Она начала учиться у Ноэля Пуддефатта примерно в 1951—55 годах в Брайтоне и Богноре, затем в Лондоне. Спейты были также в прекрасных отношениях со всеми лондонскими гомеопатами-неврачами в 40-е и 50-е годы, в частности, с Дарнеллом Купером, Ф. Паркером-Вудсом, Эдвардом Коттером, Дж. Эллисом Баркером, Эдвином Томкинсом и Артуром Дженнером.

Филлис Спейт изучала философию и гомеопатическую Maтерию медику в течение четырех лет, прежде чем стала партнером Ноэля Пуддефатта. Они практиковали вначале в Брайтоне, а затем в Лондоне. Когда г-н Пуддефатт уехал за границу (эмигрировал в Южную Африку в апреле 1963 года), Филлис Спейт продолжала работать в Лондоне, но расширила свою практику вначале до Гэмпшира, а затем Суссекса.

В декабре 1974 они с мужем переехали в Девон, но по просьбе своих пациентов она начала работать снова. Помимо того, что она публиковала статьи в общих и профессиональных журналах, Филлис является также автором нескольких других авторитетных работ по гомеопатии [Speight, 1979, preface].

В 1979 году Филлис на короткий срок возобновила редактирование "Хомиопатик уорлд" совместно с саентологом и гомеопатом д-ром Эдвардом Хэмлином Плимутом. Это продолжалось лишь два года. Филлис Спейт (род. в марте 1912 г.) практиковала примерно с 1955 года, в апреле 1990 ей было 77 лет, она была редактором "Хомиопатик уорлд" в 1952—67 годах, практиковала в Лондоне и Суссексе.

С 1948 по 1995 год Филлис Спейт опубликовала множество небольших книг по различным аспектам гомеопатии. Многие из них стали бестселлерами у интересующихся естественным здоровьем.


Оригинал здесь

ГОМЕОПАТЫ-РАДИЭСТЕЗИСТЫ

В течение 1940-х и 1950-х годов начала развиваться радиэстезия (паранормальная способность ощущать излучения различных видов. — Прим. перев.), и она с гомеопатией начали оказывать взаимное влияние друг на друга. Многие специалисты, активно занимающиеся одним из этих методов в 1950-х и 1960-х годах, также активно занимались вторым, и были известны в обеих областях.

Радиэстезия оказала значительное влияние на гомеопатию, и между ними существуют строгие параллели, так как многие из основателей и практиков радиэстезии были (и являются) неврачами, например, Джордж де ла Уорр, Малкольм Раэ, Вернон Уэтеред, Джейн Уилкокс, Розмари Рассел, Джон Да Монте, Лаванда Дауэр и Эдит Эден. В 1940—1970 годах они также оказали большое влияние на неврачебное гомеопатическое движение, потому что многие были вовлечены в оба движения и применяли оба метода. Некоторые лекарства также были общими, и социальная среда часто была одна и та же. Влияние гомеопатии на радиэстезию было сильнее, чем влияние в обратном направлении, но тем не менее в целом они оказывали друг на друга благотворное и плодотворное влияние. В принципе, радиэстезия, она же радионика, очень сильно зависит от биолокационных способностей [см. Hill, 1979, pp. 161–9; Wethered, 1957, pp. 13–63].

У них были одинаковые дилеммы, трудности и проблемы в связи со статусом неврача, а составляющие большинство в медицине аллопаты считали их стоящими вне закона и всячески унижали. У них также были одинаковые проблемы с обучением и передачей навыков своим последователям.

Обри Уэстлейк (приблизительно 1895—1980), Дэвид Tэнсли (умер в 1988 году), Джордж де ла Уорр (умер в 1969 году), Малкольм Раэ (умер в 1978 или 1979 году) и Джордж Лоуренс (предположительно 1880—1970) были наиболее известны в Ассоциации радиэстезии, но тем не менее оказывали сильное влияние на гомеопатов-непрофессионалов.


Оригинал здесь

МАЛЬКОЛЬ РАЭ

Годы жизни: 1913—1978/9.

Инженер-электронщик и биолокатор, который в дальнейшем проявил большой интерес к развитию инструментария радиэстезии [см. Hill, 1979, pp. 28, 160, 167]. Был связан с Джорджем де ла Уорром, Джоном Да Монте и др. Раэ родился недалеко от Манчестера, был связан с Уэтередом, Лоуренсом, Уэстлейком и т. д., был биолокатором, практиковал псионику, биолокацию и радиэстезию, но прославился главным образом благодаря изобретению "геомагнитного потенцейзера", использующего напечатанные на карточках образцы. Он обучался гомеопатии у д-ра Фарли Спинка и д-ра Дональда Фубистера [Obituary Rad. Quart 25:3, June 1979].

Родился в 1913 году недалеко от Манчестера… в возрасте за двадцать, в связи с плохим состоянием здоровья, заинтересовался неортодоксальной медициной и диетами… был "списан" врачами [Obituary, 1979].

Тем не менее он достиг приемлемого уровня здоровья и в 1940 году начал служить в морской авиации, вместе с капитаном Аткинсоном принимал участие во Второй мировой войне, а супругой Аткинсона была гомеопат Джин Аткинсон. Малькольм беседовал с капитаном о гомеопатии и потом вспоминал, что в 1958 году, когда он заболел гипертонией и у него были диагностированы камни в почках, используя только гомеопатию, он с помощью д-ра Фарли Спинк удалил камни и быстро вернулся к работе. Два года спустя у него были обнаружены камни в желчном пузыре, и снова с помощью гомеопатии он смог устранить их [p. 18 of 'Homeopathy In Relation to Radionics', Radionic Quarterly, 33:1 Dec. 1986].

Публикации:
Semantics, Rad. Quart. 16:4, Apr 1970,
Human Blood Chemistry with G. W. Meek, Rad. Quart, 19:1, Dec. 1972, pp. 25–36,
Potency Simulation by Magnetically Energised Patterns, Rad. Quart, 19:2, Mar 1973.


Оригинал здесь

ВЕРНОН Д. УЭТЕРЕД

Родился около 1900 года в Уолтоне-на-Темзе, BSc, член Британского общества биолокаторов с 1939 года, был избран в совет в 1942 году, стал вице-президентом в 1952 году. Познакомился с радиэстезией благодаря д-ру Гийону Ричардсу, первому президенту Медицинского общества по изучению радиэстезии. В 1939 году Ричардс отказался от использования инструментов и заменил их маятником. Как раз в это время Уэтеред начал разрабатывать свой маятник и технические правила диагностики и лечения [пылевой клапан в Introduction to Medical Radiesthesia and Radionics], жил в Вейбридже в 1967 году.

Публикации:
The Practice of Medical Radiesthesia (1967) L. N. Fowler
A Radiesthetic Approach To Health and Homeopathy or Health and the Pendulum [дата?]
Introduction to Medical Radiesthesia And Radionics (1957).


Оригинал здесь

ДЭВИД В. ТЕНСЛИ

Годы жизни: около 1934—1988.

Дэвид Тенсли родился в Лондоне в 1934 году [см. David Tansley, Omens of Awareness, London: Abacus, 1979, ISBN: 0349133719, p. 1, About the Author. Эта исправленная информация была любезно предоставлена в октябре 2005 года Джоном Носсом, радиэстезистом из Торонто в Канаде, который знал Тенсли и работал с ним]. Tенсли обучал хиропрактиков в США и оказывал большое влияние на развитие радиэстезии с конца 1960-х и в 1970-е годы, опубликовав ряд влиятельных книг по радионике и гомеопатии.

Умер в 1988 году от опухоли поджелудочной железы.

Публикации:
Radionics & The Subtle Anatomy of Man (1972),
Dimensions of Radionics (1977),
Radionics Interface with the Ether Fields (1975),
Chakras Rays and Radionics,
Ray Paths and Chakra Gate Ways,
Radionics: Science or Magic? (1982).

Умер он от лейкемии (?), первоначально был хиропрактиком, обучившимся в США, затем жил в Австралии и, наконец, в Чичестере, что в Сассексе [см. также Hill, 1979, р. 167].

Дэвид Tенсли, получив квалификацию хиропрактика в Америке, приехал в Англию, чтобы начать практиковать здесь. Я впервые встретился с ним, так как после прочтения моей книги "Модели здоровья" он попросил о встрече со мной, для того чтобы больше узнать о радиэстезии и ее практическом применении в исцелении. Он чувствовал, совершенно справедливо, что радиэстезия может оказаться наиболее ценным дополнением к его хиропрактической деятельности… несмотря на то, что он был доктором хиропрактики, он не имел медицинской квалификации, и поэтому я предложил ему присоединиться к Ассоциации радиэстезии, чтобы изучить предмет… так начав, он становился все сильнее и стал одним из выдающихся представителей радиэстезии, потому что привнес в нее свои знания, полученные в оккультной школе мысли, особенно идеи Алисы Бейли [Aubrey Westlake in preamble to Tansley's Dimensions of Radionics].


Оригинал здесь

РОЙ ОГДЕН

Годы жизни: предположительно 1900—1974.

Рой Огден родился в Марче в графстве Кембриджшир, он познакомился с гомеопатией в Бирме перед Второй мировой войной и, вернувшись после действительной службы, стал практиковать гомеопатию. Он был студентом-медиком в Даунинг-колледже в Кембридже, но не успел завершить обучение в связи с началом войны, что во многом напоминало историю Да Монте. Он дружил с Джоном Да Монте и Томасом Моэном. Его дочь д-р Элизабет Огден практиковала гомеопатию в Дублине в течение свыше 30 лет [Ogden, 1990].

Рой Огден также известен тем, что, как говорят, он немного преподавал в Лондоне в 1970-х годах и, возможно, принимал участие в работе исследовательских групп Да Монте и Моэна.

Рой Огден преподавал в учебной группе Да Монте, как и Джордж Маклеод… после смерти Да Монте… Рой был гомеопатом, использующим биолокацию, как Да Монте, насколько я это понимаю, но я никогда не встречался с ним. Рой… был, по общему мнению, самым загруженным врачом в Дублине… [Chappell, 1996, Letter to The Homeopath, 61, p. 569]

Но в переписке с дочерью Роя Огдена, которую я вел, она сказала, что не знает, преподавал ли он в Лондоне.


Оригинал здесь

ЭДВИН Д. У. ТОМКИНС

Годы жизни: 1916—1992.

Очень известным гомеопатом в 1940-х годах был

Эдвард [так в оригинале. — П. М.] Томкинс, и ныне живущий и практикующий в северной части Лондона, принимающий 22 пациента в день [Society of Homeopaths Newsletter 10, Jan 1986].

О нем упоминается в статье Джерома Уитни в Society of Homeopaths Newsletter 10 января 1986 года. Он выступил с докладом на конференции Общества гомеопатов, проходившем в Friends Meeting House, London, WC2 16 ноября 1985 года. Он сыграл важную роль, так как "хранил зажженный факел", пронеся его вместе с гомеопатами-неврачами через все годы ее упадка (1920—70). Он читал лекции и практиковал на протяжении 1930-х и 1940-х годов в районе Лондона. Вместе с шестью другими гомеопатами (чьи имена неизвестны) он создал Объединенный институт гомеопатов и выступил 7 декабря 1946 в Кэстон-холле с докладом о гомеопатии перед аудиторией в 300–500 слушателей [Whitney, 1990, Tomkins, 1990]. Эта организация распалась через примерно 12 лет. После этого книги вернули Совету по торговле, и компания была ликвидирована [Tomkins, 1990].

Однако, по мнению Томкинса, гомеопаты-неврачи вновь оказались в "состоянии кризиса" [Whitney, 1986] из-за Медицинского закона 1968 г. В результате этого на собрании 1 октября 1970 года вновь было сформировано Общество гомеопатов,

…И рыжий парень по имени Эдвард Томкинс… Джон Да Монте и Томас Моэн (плюс Джон и Джейн Уилкокс) и достопочтенная Розмари Рассел, плюс шесть других [Wilcox, 1990]

стали его учредителями. Томкинс был влиятельным гомеопатом-неврачом, он жил в Энфилде. Г-н Томкинс был убежденным сторонником гомеопатии, и он долго и упорно боролся за ее распространение. К моменту кончины в 1992 году он практиковал уже свыше 50 лет с полной занятостью, начиная с 1946 года. В частности, его будут помнить за усилия по созданию Объединенного института гомеопатов в 1946 году — полностью неврачебной организации, с которой он сотрудничал. Он также принимал активное участие в становлении первого Общества гомеопатов, основанного в 1970 году Томасом Моэном и Джоном Да Монте (среди прочих).

Томкинс родился в Лондоне в июне 1916 года, был очень увлечен физикой, химией и теорией электричества, и этот интерес сохранился у него всю жизнь. Он обучался гомеопатии в основном у д-ра Персиваля Квинтона, а также у д-ра Отто Леезера из "Лондонских гомеопатических лабораторий" в Хай-Уикоме.

Из-за травмы бедра в детстве Томкинс считался инвалидом и потому непригодным к действительной службе во время Второй мировой войны. Поэтому как химик-исследователь он участвовал во время войны в правительственном исследовании. Однако травма, о которой шла речь выше, и проведенные из-за нее более двух лет в больнице, способствовали его начальному интересу к медицине. Когда ему исполнилось 16 лет, он получил успешное гомеопатическое лечение бедра у д-ра Квинтона в Лондонском гомеопатическом госпитале, и после этого его интерес к гомеопатии получил дальнейшее развитие.

Томкинс также столкнулся с гомеопатией благодаря семье своей супруги, которая проживала в 1920-х годах на Грейт Ормонд-стрит и содержала двуколки как раз напротив Лондонского гомеопатического госпиталя. Супруга Томкинса хорошо помнит, как ее тетя посещала гомеопатические аптеки и использовала Belladonna при головных болях, Arnica при ушибах, Nux vomica для налаживания пищеварения при расстройстве желудка и Calendula при порезах и ссадинах. Это происходило, когда она была маленьким ребенком в 1920-х годах, а в то время гомеопатические аптечки были по-прежнему широко доступны в таких лондонских гомеопатических аптеках как "Кин энд Эшуэлл" на Нью Кавендиш-стрит, в аптеке Гулда в Мургейте, "Батчер Кюрнов" в Блэкхите и "Эппс Тэтчер" на Джермин-стрит, 60 в Сент-Джеймсе и Треднидл-стрит, 48 в Лондон-сити.

В 1940-х годах Томкинс начал практиковать у себя дома на Северной кольцевой дороге, а затем переехал со своей молодой семьей в Энфилд. У них с супругой родились трое сыновей, он оказался способным гомеопатом, работал в своем округе и лечил свою семью, давал матерям лекарства для их малышей, делал назначения друзьям, соседям и родственникам и лечил всех, всегда и от всего. Это была низовая гомеопатия в лучшем виде, столь типичная для большинства непрофессиональных гомеопатов конца 1940-х годов, изучавших гомеопатию по мере ее применения. В отсутствие формального образования это был единственный способ узнать гомеопатию в те дни, так как гомеопатических колледжей не существовало. Томкинс использовал преимущественно низкие потенции, хотя иногда применял и более сильные высокие. Томкинс был в хороших отношениях со многими врачами факультета, Британской гомеопатической ассоциации и Ганемановского общества, а также со многими гомеопатическими аптекарями Лондона. Он регулярно посещал собрания и выступал там, а также усердно трудился в Ганемановском обществе для всемерного содействия гомеопатии. Он также был хорошо знаком с другими активными лондонскими непрофессиональными гомеопатами того времени, в том числе со Спейтами, Эдвардом Коттером, Артуром Дженнером, г-ном Паркером-Вудом, Эриком Пауэллом, Ноэлем Пуддефаттом и Дж. Эллисом Баркером. Последний особенно активно поощрял в 1930-х и 1940-х годах пробудившийся у Томкинса интерес к гомеопатии.

Будучи в некоторой степени гомеопатом-эклектиком, Томкинс имел много учителей, но в основном обучался у д-ра Отто Леезера и г-на Л. Э. У. Кинга, гомеопата из Ланкастер Гейт, которого он описал мне как

одного из самых блестящих умов, которых я когда-либо встречал, и лучшего друга, которого я когда-либо имел [Tomkins, 1990].

Кинг умер в 1970 году. Большое влияние на Томкинса оказали также Эллис Баркер и д-р Персиваль Квинтон.

Томкинс скончался утром 23 октября от опухоли поджелудочной железы, и в каком-то смысле это был конец еще одной главы гомеопатии. Как Ганеман и многие после него, кто со страстью относился к гомеопатии, Эдди всеми силами боролся за нее, защищал ее яростно и посвятил всю свою жизнь практике гомеопатии и ее продвижению. Как он сказал мне в интервью,

как только вы отворите дверь в гомеопатию, вы никогда ее не покинете [Tomkins, 1990].

В 1946 году Эдвин Томкинс на законной основе, в соответствии с положениями Закона о компаниях [прил. 1], создал Институт гомеопатии. Он обратился к собранию, на котором присутствовало несколько сот человек, проходившему в Кэкстон-холле в Лондоне, чтобы заявить о создании организации непрофессиональных гомеопатов, разработать учебный план, приступить к обучению и составить соответствующий регистр.


Оригинал здесь

H. E. A. L.
(Homeopathic Educational Association for Laymen / Гомеопатическая просветительная ассоциация для неврачей)

Гомеопатическая образовательная ассоциация для неврачей была очень неопределенной организацией, ее журнал появился только в конце 1940-х годов и был закрыт в начале 60-х. Его читательская аудитория, вероятно, была намного меньше, чем у "Хил зайселф". Я получил только несколько копий, мне подарил их Эдвин Томкинс из Энфилда.

Эта организация обосновалась на Мортон-стрит, 33, Лондон SW1 в ноябре 1953 года (ранее располагалась на Колеман-стрит, 23, EC2). Она ставила перед собой следующие цели:

Поощрять и расширять знание гомеопатии, особенно применительно к домашним потребностям и в оказании первой помощи (условия членства в 1955 году).

Преимущества полного членства включали в себя получение журнала, групповые встречи, публичные собрания, доступ к библиотеке, консультационные услуги, участие в конференциях и общественных мероприятиях. Оно также подразумевало официальное представительство:

HEAL является также первой и единственной общенациональной гомеопатической организацией, в которой совет и исполнительная власть состоят полностью из неврачей. Это ЕДИНСТВЕННЫЙ орган, который действительно может претендовать выступать от лица неврачей [буклет 1955 года, выделение как в буклете].

Преподобный Гарольд Э. Тирвит, МPS из Майнхеда в Сомерсете. Этот человек не входит ни в один регистр священников Крокфорда в 1947—67 годах. Он занесен в Реестр химиков и аптекарей за 1952 год как Гарольд Эдгар Тирвит из Бикэнвуд-хоутел, Майнхед, Сомерсет, в котором указан как MPS на 12 июля 1923 года. Поэтому можно предположить, что, вероятно, он родился около 1900 года. Упоминание о нем также встречается в "Хил зайселф" за 1948 год в разделе "Радиэстезия".

Местные гомеопатические группы, входящие в HEAL, можно найти в списке на обложке журнала. Указаны группы в Бирмингеме, Бристоле, Глазго, Джерси, Лидсе, Лейстере, две в Лондоне, Ньюкасле-на-Тайне, Ричмонде, Уимблдоне и Йорке. Оба журнала содержали оживленные обсуждения лекарств, истории болезней, письма, статьи о лечении собак и кошек, натуропатии, вегетарианстве, здоровье и гигиене, антививисекции и контролю над рождаемостью. Другими словами, это были статьи по широкому кругу общественных вопросов, естественному здоровью и естественному образу жизни, а также по альтернативной медицине. Последние вопросы особенно освещались в "Хил зайселф", в меньшей степени в HEAL. Я подозреваю, что HEAL появился потому что "Хил зайселф" стал слишком широким, публиковал материалы о естественном лечении и диете и, таким образом, потерял бóльшую часть своей чисто гомеопатической аудитории. Оба журнала закрылись к 1960 году.


Оригинал здесь

ДРУГИЕ ПЕРСОНАЖИ "ПОТЕРЯННОЙ ИСТОРИИ"

В 1992—93 годах я начал составлять список всех имен, которые встречались в имеющихся у меня журналах, в основном, в Health Through Homeopathy и Heal Thyself. Это имена тех людей, которые писали статьи и письма в журналы, или тех, кто упоминался в этих статьях и письмах. "Другие" — это авторы книг по гомеопатии или родственной ей терапии. Это были, очевидно, люди, увлеченные гомеопатией и связанные с ней. К сожалению, мне не удалось установить, что это за люди и какое отношение к гомеопатии они имели. В 1994 году я попытался письменно связаться с их потомками, но успех этого мероприятия был скромен. Я привожу лишь несколько примеров.


Оригинал здесь

ШЕСТИДЕСЯТЫЕ И СЕМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ

Низкий профиль гомеопатии сохранялся и в 1950-е годы, но в конце 1940-х был заметен спад, вероятно, из-за возникшего интереса к бесплатному лечению у врачей в рамках Национального медицинского обслуживания. 1950-е и 1960-е годы были одинаково тусклыми со всех точек зрения, хотя существовал большой интерес к идеям Штейнера, как показано во многих публикациях в BHJ под редакцией д-ра Твентимена (примерно 1955—83 годы), а также по радиэстезии и псионической медицине, полагавшихся на потенцированные лекарства и теории гомеопатии. В круг людей, оказавших влияние в этой области, входят Джон Рэй, Обри Уэстлейк, Лоуренс, де ла Уорр и Эден, Рассел и Да Монте.


Оригинал здесь

ДА МОНТЕ И МОЭН

Джон Да Монте и Томас Моэн были, конечно, двумя самыми важными фигурами в британской гомеопатии после Второй мировой войны, особенно начиная с 1960 года.


Оригинал здесь

ДЖОН ДА МОНТЕ

Годы жизни: 1916—1975.

Cев. Лондон, статьи в Homeopath [A Study of the Miasms for Radionics, Radionic Quarterly 34:3, June 1988, pp. 16–23, Ignatia, The Homeopath, 1:2, 1980?, Pulsatilla, The Homeopath, 1:3, 1981?, Our Fluorine Civilisation, The Homeopath, 1:4, 1981], связан с Томасом Моэном и его учениками, гибралтарец, друид и выдающийся преподаватель гомеопатии в Великобритании, интересовавшийся саентологией, радиэстезией, восточной философией, юнгианским анализом и проч.

Джон Да Монте, скончавшийся в 1975 году, практиковал радиэстезию, был также гомеопатом и психотерапевтом. Одаренный от природы радиэстезист, учился у братьев Севранкс в Брюсселе, а затем у Малкольма Раэ. Почетный член Ассоциации радиэстезии, вступил в нее в 1970 году [Rad. Quarterly 34:3, June 1988].

Полагают, что Джон Да Монте был или испанским евреем [Roberts, 1990], или "голландцем, вывезенным в Марокко" [Samuel, 1990]. Уилкокс всегда считал его французом [Wilcox, 1990].

Об этом говорит его имя, легкий акцент и… что он был прежде всего радиэстезистом, а в этой области Франция лидировала [Wilcox, 1990b].

На самом деле он был гибралтарцем и имел испанские, итальянские и еврейские корни [Danciger, 1990]. Его отец был послом Гибралтара в Марокко. В 1934 году Джон начал учиться в Университете Монпелье во Франции для получения медицинской степени, но ему не удалось завершить интернатуру, так как он был призван в британскую армию. В результате он так никогда и не получил степень и работал в течение всей войны в британской разведке, где познакомился и подружился с Томасом Моэном. Конечно, Монпелье имело славу лучшей медицинской школы в мире и вместе с Падуей доминировало в медицинской мысли на протяжении всего Средневековья. Получил он квалификацию или нет, вызывает некоторое сомнение. Элизабет Данцигер всегда утверждала, что он не смог завершить стажировку из-за войны. С другой стороны, по словам Яна Рейлтона, Джон получил степень; так или иначе, его медицинская квалификация не была признана в Великобритании. Однако мыслил и действовал он совершенно как врач.

После войны Да Монте приехал в Великобританию для обучения гомеопатии и друидизму у Моэна. Другим главным его учителем был д-р Дональд Фубистер [Danciger, 1990].

Он был связан с радиэстезией "в течение года или двух" [Samuel]. По словам Уилкокса и Элизабет Данцигер, его занятия радиэстезией были гораздо интенсивней и продолжительней. В период 1950—75-х годов он был очень близким другом достопочтенной г-жи Розмари Рассел, Лавендера Довера, Малкольма Раэ и Дэвида Тенсли, которые состояли в Ассоциации радиэстезии и воспринимались многими как воплощение ее "святая святых". По словам Данцигер, Джон в начале 1960-х годов также преподавал гомеопатию группе целителей. В эту группу входили архитектор и астролог Tед Манн, Билл Флетчер (акупунктурист из Уимблдона) и покойный Дэвид Tенсли, видный радиэстезист и хиропрактик [Danciger, 1990].

Да Монте говорил, что "гомеопатия — это искусство, а не наука"… Он преподавал гомеопатию как искусство. Он преподавал нам все эзотерические темы, с которыми был хорошо знаком. Этот материал существовал в разрозненном виде, а он представил его нам в виде целого [Samuel, процитированный в Sadler, 1989b, p. 44–5].

Он был большим знатоком эзотерической философии, древней мудрости Востока, теософии и алхимии [Samuel]. Он "конечно, имел много пациентов как здесь, так и во многих частях мира, в Европе, США и так далее" [Samuel, 1990].

У него были многочисленные тесные контакты в медицинских кругах и он был частым и желанным гостем как на Факультете гомеопатии, так и в частных апартаментах над аптекой Нельсона на Дьюк-стрит. Он был близким другом и коллегой д-ра Фубистера и Дадли Эверитта, главы аптеки Нельсона.

Помимо занятий "чистой" гомеопатией, Джон Да Монте интересовался многими видами терапии, главным образом цветотерапией, психотерапией и радиэстезией. Он умел хорошо приспосабливаться к потребностям каждого пациента.

Вы не дадите Phosphorus людям "огонь-вода", потому что это лекарство "земля-воздух", и такие люди не мог смогут им воспользоваться. А вот Acidum phosph. подошел бы… так как это лекарство происходит от другого носителя [Railton, 1996, р. 4].

"Воздух" нуждается в низких потенциях, 6X, 200, но не 10M или CM, лишь иногда это 1M. Также низкие потенции для "земли"… [р. 4] …"Воздух", кроме того, медленно стартует. Высокие потенции 1M работают хорошо, и 200 неплохо; 10М для полихрестов также хорошо [Railton, 1996, р. 5].

Для "огня" хорошо работают высокие и низкие потенции, но низкие надо часто повторять, так как они его быстро сжигают, шесть доз в сутки. В хронических случаях существует хороший ответ при высоких потенциях [там же].

Но не используйте слишком много 200-ю потенцию для человека "огня", у них слишком много адреналина, и они могут получить проблемы с печенью [р. 4]… Не давайте Sulphur 200 человеку "огня", либо гораздо ниже, либо 10M [там же].


Оригинал здесь

ТОМАС МОЭН

…И увлекательный персонаж по имени д-р Томас Моэн, DSc, который, как говорили, был главным друидом… но он был настоящим Мерлином (мудрец и волшебник кельтских мифов. — Прим. перев.), он рассказывал о встрече с арабом, которого никогда не видел прежде и о котором ничего не слышал, в пустыне, на полпути между Хайфой и Багдадом, обратившемся к нему с вопросом: "Где ты был? Я жду тебя уже две недели!" и прочие подобные вещи [John Wilcox, Letter, 9-5-90].

Томас Моэн родился в Хит-Тауне, Вулверхэмптон, Стаффордшир, в воскресенье 27 октября 1901 года. Фамилия Моэн возникла на северо-востоке Англии и до сих пор встречается в основном там, как и другая фамилия в их семье — Лекенби (см. современные телефонные справочники Великобритании). Его родители приехали из Сандерленда. Они поженились в Регистрационном офисе Сандерленда 27 мая 1893, когда обоим было по двадцать лет. Его мать Элизабет указана девицей, а его отец Джордж — холостяком и "студенческим лидером". Согласно свидетельству о браке, отца Джорджа Моэна, то есть деда Томаса, также звали Томас Моэн.

Когда родился Томас, уведомление об этом поместили в разделе рождений в Wolverhampton Express and Star в четверг 31 октября 1901 года на стр. 2, в нем было указано: "Моэн, Томас, 27, по адресу 393, Прествуд-роуд, Хит-Таун, у Джорджа Моэна, HMIR". HMIR означает, конечно, Her Majesty's Inland Revenuе, Служба внутренних доходов Ее Величества. Он был крещен 20 ноября 1901 года, как можно видеть в Реестре крещений Хит-Тауна, который хранится в Стаффордском регистрационном офисе.

Он начал изучать гомеопатию "в 1930-х годах у д-ра Уильяма Уилсона Рорка (предположительно 1886—1962) в Королевском Лондонском гомеопатическом госпитале (RLHH), и работал там в течение свыше 20 лет" [Danciger, 1990]. Рорк был врачом-консультантом по нервным болезням и наставником, а до того занимал пост главного санитарного врача в Викторианском детском госпитале в Челси [Medical Directory, 1938]. Таким образом, он идеально подходил для обучения Томаса гомеопатии. Рорк удалился от дел и жил в Кенте в период 1941—48 годов [Medical Directory 1941 & 1948], по-прежнему находился в отставке в 1957 году [Medical Directory, 1957] и умер в 1962 году [Obit BHJ 51, р. 220]. Моэн был связан с факультетом через д-ров Фубистера (умер предположительно в 1989 году), Блэки (умерла в 1981 году) и Тайлер (умерла в 1943 году).

Моэн отправился в Гималаи и Тибет, подружился с Далай-ламой и помог в эвакуации монахов из Тибета в Индию. Он сыграл, по общему мнению, важную роль в этом движении [Ludwinsky, 1993; Whitney, 1994]. Это событие датируется точно: 17 марта 1959 года Далай-лама и многие другие высокие ламы покинули Лхасу после восстания против китайского вторжения [Pears Cyclopedia, p. A22]. Он заметил, что монахи носили на шее камфарные шарики для защиты от холеры, что поразило Моэна, так как это хорошо известное гомеопатическое средство от холеры. Выходит, закон подобия Ганемана был независимо подтвержден в неевропейской культуре, не знакомой с гомеопатией.

С 1964 года (и до самой смерти) он был Главным друидом, а Да Монте — его помощником. Он занесен в "Лондонский телефонный справочник" по данным на август 1966 года как "Д-р T. Моэн, 77, Калтон-авеню, Далвич, SE21"; его нет в этом справочнике, выпущенном в 1962, 1964 и 1965 годах. Имеется хорошая фотография д-ра Моэна в работе "Друиды" Стюарта Пиггота, на которой Моэн изображен в Стоунхендже Главным друидом [Piggott, plate 35, р. 95].

Концепция Национального медицинского обслуживания имела несомненные последствия и для гомеопатии, так как практиков-неврачей ждали выявление и запрет деятельности. Их будущее также было сомнительным. Моэн, как и остальные, хотел, чтобы Британская гомеопатическая ассоциация превратилась в более открытую и демократическую организацию и несла гомеопатию в массы, способствуя обучению гомеопатии не только элиты, но всех добросовестных практиков-неврачей. Он также хотел, чтобы это стало неотъемлемой частью законодательства Национального медицинского обслуживания.

Его идеи были отклонены, что его возмутило. Его усилия не привели ни к каким изменениям в политике организации, и тогда Моэн вышел из нее в 1949 году ["М-р T. Моэн отклонил свою кандидатуру на пост члена совета Британской гомеопатической ассоциации" на ежегодном общем собрании ВНА 21 сентября 1949, отчет в Health Through Homeopathy, р. 210–11, октябрь 1949]. Питер Чаппель рассказывает, что Томас "работал в Лондонском гомеопатическом госпитале во время войны, когда им не хватало сотрудников, но после войны они выгнали его, так как он поссорился с сэром Джоном Виром" [Chappell, 1996, письмо в Homeopath 61, p. 568–9].

Ближе к концу своей жизни он особенно часто использовал смеси лекарств в низкой потенции, многие из них были основаны на его собственных экспериментах.

Ниже приведены пять примеров таких смесей:

  1. Rhus tox., Chelidonium, Gelsemium и Argentum nitricum для упреждения страхов, при экзаменационных страхах, сдаче тестов на вождение и т. д.;
  2. Carbo vegetabilis, Sulphur и Silica для очищения крови, при нагноении, проблемах с ушами, акне и звоне в ушах;
  3. Cypripedium, Scutellaria и Valeriana, из которых состояла "таблетка радости" Mоэна при депрессии;
  4. Ambra grisea, Anacardium и Argentum nitricum для уверенности и спокойствия духа; убирает все негативные мысли о себе, снимая все подавленные в прошлом негативные эмоции (подобно некоторым цветочным лекарствам Баха).
  5. Natrum phos., Ferrum phos., Kali phos. и Magnesium phos. для расслабления нервной системы и улучшения сна [см. Prasad, 1989, pp. 447–51].

Все эти лекарства должны были использоваться часто в потенциях 3Х или 6Х, пока не достигнуто стабильное улучшение. Вполне вероятно, что он получил часть этих смесей от членов факультета, поскольку некоторые из них использовались на протяжении века и до сих пор используются клиницистами Королевского Лондонского гомеопатического госпиталя. Каждая смесь состоит из нескольких лекарств, подобранных на основе тщательного изучения симптомов компонентов в Материи медике (например, "ABC": Aconitum, Belladonna и Chamomilla при лихорадках у детей). Некоторые смеси он, несомненно, разработал сам. Многие из этих комбинаций лекарств в низкой потенции пользуются популярностью среди гомеопатических назначений в Германии и Франции. Они также похожи на некоторые смеси, используемые в антропософской медицине Штейнера.

Моэн считал, что люди нуждаются в "эволюционный гомеопатии", которая должна помочь им развиваться в духовном плане, а не только облегчать болезнь. Он считал, что лекарства в высокой потенции в первую очередь влияют на психику и дух и часто должны сопровождаться низкими потенциями тех же или родственных лекарств для поддержки физического тела во время действия высокой потенции. Он верил, что лекарство будет действовать только в том случае, если пациент готов измениться, то есть перейти от негативного к позитивному психическому состоянию. Это касается особенно высоких потенций, которые он, подобно Кенту, вероятно, считал высокодуховной субстанцией.

Он мог дать пациенту одну (или тройную) дозу Calc. carb. в потенции 10M, скажем, а затем Calc. phos. 3Х дважды в день в течение месяца или около того, чтобы поддержать физическое тело. Он считал, что высокая потенция лекарства (особенно минерального лекарства) ускорит изгнание этого элемента из физического тела, и, следовательно, низкая потенция требовалась для удовлетворения потребностей организма в такой форме. Он утверждал, что это важно, так как минеральные лекарства в высокой потенции могут расшатать зубы или заставить их расти вновь, что может привести к выпадению пломб. Чтобы избежать таких последствий, он обеспечивал организм также и низкой потенцией. В некоторых случаях это может быть не то же самое лекарство в низкой потенции, а другое, хотя и как-то связанное с первым. Эта практика могла быть перенята у врачей факультета, или она гармонировала с его позицией друида и с такими понятиями как силы, действующие в разных царствах и на всех уровнях существования. Возможно, влияло и то, и другое.

Моэн использовал дренажные и органные лекарства (вслед за Радемахером; см. ранее соответствующий раздел), а также очень часто кишечные нозоды, особенно Моргана и Гартнера [см. раздел о кишечных нозодах; см. Julian, 1981; Paterson, 1950]. Трудно разделить его метафизические и гомеопатические убеждения, поскольку они в большой степени перекрываются, и он, вероятно, охотно позволял одному влиять на другое. Он верил в эфирные тела и эволюцию духовных существ на пути от минерального к растительному и животному царству, прежде чем люди стали людьми; он применял эту теорию к болезни, соединяя ее с теорией миазмов Ганемана. Он также был приверженцем идеи классификации лекарств минеральных, животных или растительных. Он считал, что "плохая карма" человека, приводящая к болезни, преимущественно происходит из одного из этих царств, поэтому лекарство для очищения должно также принадлежать этому царству.

Он считал, что мы приходим в эту жизнь с большим "духовным багажом", бóльшая часть которого сомнительна. Именно к этому в конце концов обращается всякая терапия. Он считал, что Sulphur и Morgan действуют так хорошо и универсально, потому что они чистят "кармический мусор" главной чакры [см. Miles, 1992]. Два этих лекарства он использовал чаще всего. "Если у вас возникли сомнения, дайте Morgan 200 или 10М или Sulphur в высокой потенции и ждите, пока картина прояснится" — это один из его главных афоризмов для студентов.

Он также часто использовал тканевые соли Шюсслера (1821—1898), также в низкой потенции, чтобы "поддерживать физическое тело" в то время, когда высокие потенции работают на более высоком уровне. Это также может быть модифицированным кентианским понятием, которое он получил от коллег на факультете. Некоторые из "корифеев" (до 1920 г.) факультета прошли обучение в Чикаго в США под руководством Кента (например, Вир) и, как правило, почитали практически без разбора все, что предложено Учителем. Таким образом, факультет стал наследником своеобразной смеси догматического кентианства и поддерживаемых континентальным влиянием низких потенций в сочетании с замечательным прагматизмом таких врачей как Джон Генри Кларк (и сэр Джон Вир), который в основном использовал низкие потенции и часто комбинации лекарств, хотя он также очень интересовался нозодами, например, Tuberculinum. Таким образом, к 1930-м и 1940-м годам факультет объединял все виды различных подходов к гомеопатической практике. Ни одна философия, кроме свободного кентианизма, не доминировала на факультете, где, похоже, преобладал подход "попробовать и посмотреть". Имеет смысл предположить, что Моэн взял для себя многое из этого, и благодаря своему стремлению к эксперименту расширил.

Моэн также довольно часто использовал комбинацию Nux vomica во время бодрствования и Sulphur на ночь, оба лекарства в низкой потенции, 6Х или 12Х. Он утверждал, что такая комбинация успешна в очищении от лекарственного загрязнения и помогает очистить и прояснить ситуацию после чрезмерного употребления лекарств, если используется в течение нескольких недель, прежде чем можно будет начать более глубокое исследование истории пациента. Это применимо ко всем аллопатическим лекарствам, алкоголю, при чрезмерном употреблении кофе, а также табака, конопли или тяжелых наркотиков.

Один из учеников Моэна, Джером Уитни, в разговоре со мной на студенческой гомеопатической конференции в Лондоне (19 ноября 1994 года) предположил, что у Моэна в самом деле была степень DSc, и он получил ее в одном из французских университетов (возможно, в Бретани), и что Моэн действительно путешествовал по Ближнему Востоку, а также по Индии и Тибету, затем в Австралии [см. также Chappell, 1996]. Это, вероятно, очень сильно повлияло на его собственный духовный путь и развитие, и почти все, что он делал, он рассматривал как часть своего собственного духовного очищения для того чтобы стать Главным друидом. Он погрузился в изучение путей мира и способов действия, чтобы затем "принести плоды домой", как если бы он был должен показать своему Учителю, что он сделал. Тогда он подготовил себя, подобно тому, как это сделал Гурджиев в 1920-е и 1930-е годы, чтобы войти в себя и стать учителем себе самому. Так он стал гомеопатом, двигаясь по своему духовному пути, стал литератором, а также занялся духовными вопросами. Таким образом он это себе представлял.

Этот метод, как он чувствовал, смягчает удар, но обращается к внутренней сущности предполагаемого получателя сообщения. Многие из его учеников поэтому и не могли понять его иррациональный метод и приходили к выводу, что он запутывает, пугает и очень принижает их. Казалось, он вспыхивает и охлаждается. Они никогда не знали, в каком "режиме" он будет действовать в следующий момент. Так он получал дополнительное преимущество, держа всех в напряжении бóльшую часть времени, когда был рядом с ними! Это также приводило к тому, что вскоре у них вырабатывалась привычка внимательно слушать и очень тщательно обдумывать каждую произнесенную им реплику, особенно негативного характера, даже если она была направлена в адрес кого-то другого.

Таким образом, в глазах группы студентов он приобретал статус мастера дзен, в основе странно выглядящих действий и слов которого лежала символическая логика и мощный эффект катарсиса, которые могли стать поняты слушателям только гораздо позже и после тщательного анализа. Следовательно, его замечания были коанами дзен, или загадками, которые студенты должны были тщательно исследовать, чтобы добиться прогресса.

Джером также сказал, что Моэн всегда утверждал, что эффективность его учения определялась студентами, а не им. Его работа заключалась лишь в том, чтобы "разбрасывать семена", а что с ними случится, прорастут ли они и где, это зависело от учеников и в значительной степени не попадало под его контроль. Он говорил, что качества студентов важнее того, что изучается. Он чувствовал, что хороший студент сможет научиться даже у дурака. Поэтому он утверждал, что прогресс группы зависит не от учителя, а от "мишени", в которую он целится. Вероятно, поэтому в нем сочетались любопытным образом пожелание "делай то, что нравится" и экстремальный авторитаризм. Конечно, он хотел, чтобы студенты думали самостоятельно, но требовал, чтобы они делали это критически и обдумывали все широко и глубоко, прежде чем начинать действовать. Он ненавидел неаккуратные умственные привычки, и его тренинг был направлен в основном на их исправление.

Как сказала мне Барбара Харвуд на той же конференции, "Томас просто хотел, чтобы мы мыслили самостоятельно и критически, и я хочу того же самого от моих учеников". Она является руководителем Лондонского колледжа гомеопатии в Риджентс-парк и была ученицей самого Томаса Моэна в 1970-х годах.

Влияние Кента на британскую гомеопатию ВЛИЯНИЕ КЕНТА   Оглавление диссертации Питера Морреля о британской гомеопатии ОГЛАВЛЕНИЕ   АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ История британской гомеопатии